0

О монастырях, орденах и кочевниках

Cтруктура духовно-рыцарских орденов для своего времени была достаточно эффективной. Разрозненные королевства, раздираемые феодальными противоречиями не могли осуществлять масштабные проекты (типа «крестовых походов” духовно-рыцарские ордена возникли первоначально сами из проектов и потом превратились в надгосударственную (точнее – негосударственную силу) и действовали эффективно на протяжении 2-х веков (с 12 по 14)… потом, правда, скурвились и стали отстаивать уже совсем другие цели и задачи.

Для Российской православной традиции подобная практика не была свойственной (воин, что в Древней Руси, что в царской, что в императорской России был по определению «защитником Веры”). Однако позитивных заимствований и аналогий никто не отменял; наоборот, чем активнее этнос принимает и усваивает чужой опыт, тем он не только сохраняет свою идентичность, но наоборот, становится более гибким и стойким к внешним вызовам. Наше время кто-то из западных мыслителей назвал «неофеодализмом», с кризисом и распадом традиционных институциональных структур, пораженных бюрократической язвой коррупции. Даже был введен термин «новые кочевники» (в негативном контексте, правда), в отношении людей, которые не знают ни роду, ни племени, кочуют в те места, куда их ведут глобализационные процессы, где «выгоднее», короче говоря.

Напротив российская номадологическая традиция, основанная на историософских взглядах Гумилева – более позитивная, она признает за кочевниками хоть и хаотическую, но творческую роль устранителей пережитков старого прядка и созидателей нового. Наделяет их свойством самоорганизации, дает им традицию и родство.

Ордена в средневековой Европе были теми самыми «социальными сетями», «неформальными связями» действовавшими вне рамок королевских эдиктов и правил. Так что «орденский» подход к созданию общественных организаций и движений с учетом современных технических возможностей и достижений гуманитарных технологий представляется более перспективным. Это вам не с флагами и барабанами строем ходить, хором славя партию и ее бессменного лидера. Потому как объединяет людей не просто форма, внешние проявления, но содержание – общие идеи, цели и интересы, наконец, общая деятельность. Именно в процессе совместной работы ради общих целей снимаются противоречия между людьми – социальные, расовые, классовые.

Лингвисты, кстати в слове «орден», «орда» в отношении кочевников выделяют основу ord, буквально order, то есть «порядок». Такой вот получается «кочевой порядок», основанный не на формальном диктате какой-то структуры, инстанции, но на добровольном, осознанном подчинении авторитету силы или мудрости (а чаще и того и другого) по одной простой причине – в одиночку, вне «ордера» ничего сделать нельзя, а зачастую и просто нельзя выжить – так сурова окружающая обстановка.

Антон

Добавить комментарий