Прибавить себе росту…

«Прибавить себе росту…»

Для чего человек отправляется в паломничество и почему не отправляется? Отчего большинству россиян, считающих себя православными, мысль о паломничестве даже в голову не приходит? А если и приходит, то это мысль об обзорной экскурсии по Иерусалиму или сувенирном паломническом посохе со Святой Горы. Нет, ничего худого нет в обзорной экскурсии, лишь хорошее, и посох тоже – благое воспоминание. Но всё ли это паломничество? И паломничество ли? Вряд ли. О том, что принято называть «религиозным туризмом» сказано и написано уже изрядно. Хорошо это, познавательно, полезно даже, ежели возможность есть. Но паломничество – это иное.

Есть ли у паломничества в современном нам мире цель? Есть, безусловно, но далеко не всякий паломник способен ее не только для собеседника, но для себя самого сформулировать. Яснее всего цель паломнической поездки для тех, кто оказался в бедствиях, и отправляется к чтимой святыне просить об избавлении от постигшего несчастья и скорби. Но почему именно к этой определенной святыне? Выбор зачастую кажется случайным, хотя человек верующий знает, что ничегошеньки случайного в жизни его не происходит.

Чудотворные иконы и мощи – удивительные символы христианской жизни. Припадая к ним, верующий человек получает исцеление и наставление, о котором порой и мечтать не мог, потому что не видел в себе того, что следует исправить. Потому и паломничество часто затевается человеком не только из желания испросить у конкретной, «вот этой именно» святыни разрешения от конкретных нужд и тягот, а из ощущаемой, но не всегда осознаваемой потребности хоть чуть подрасти духовно, прикоснуться Благодати, которая сама управит, что требуется исправить в нашем ох как несовершенном существе. Осознание или хотя бы ощущение потребности в исправлении и подвигает человека к паломничеству.

Отчего же число паломников, при всех ныне имеющихся и для малого, и для далекого паломничества возможностях, относительно невелико? К слову, достоверной паломнической статистики, увы, сыскать довольно затруднительно. На паломническом ресурсе http://you2way.ru , где некоторые данные нашлись, сказано то же: «Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, в год паломничество осуществляют около 300 тысяч человек. Возможно, эти данные требуют уточнения. В такие поездки отправляется больше женщин, чем мужчин. Средний возраст паломников – 45-50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика». И все, собственно. Но даже если принять эти оптимистичные данные, то в год паломничают менее половины процента православных верующих, да и то если считать только взрослых. А ведь семеро из каждых десяти взрослых россиян считают себя православными. Отчего ж так? Возможности нет? Да нет, есть возможность: в отпуск на зарубежные курорты до недавнего времени выезжали десяти миллионов россиян. И православных нательных крестов на телесах, разложенных на турецких и египетских пляжах, заметно было изрядно. И потрудиться для поездки в отпуск надо, обычно, очень напряженно. Но паломников – сотни тысяч, включая, очевидно, и паломничающих к святыням, расположенным относительно недалеко, а только зарубежных отпускников – десятки миллионов.

Конечно, нет в этом никакого противоречия. Такова наша повседневная жизнь, что удовольствия тела довлеют над радостью духовной. К тому же порадовать тело – понятнее и привычнее, а расти духовно, как оказывается, — стоит только приступить к этой невероятно сложной работе, трудно неимоверно. Трудно не только для тех, кто не обременяет себя ранними подъемами для похода в храм или домашней молитвы, трудно и для тех, кто старается жить церковно. Ведь даже для тех, кто старается в вере подвизаться по мере сил, а не ограничивается окроплением кулича и выстаиванием очереди за Крещенской водой, паломничество часто является нарушением устоявшегося приятного порядка, потому что меняет внутренний мир и заставляет и делать следующий шаг по лестнице духовного роста. А ведь этом случае все совершенные уже «достижения на ниве благочестия» оказываются не достижениями, а исполнением обязанностей перед Господом, да еще и не всех, а лишь малой части. Конечно, тяжело…

И паломничать – тоже непросто. Непросто настроить себя внутренне, непросто отказаться от привычного алгоритма «съездить-посмотреть». Архиепископ Егорьевский Марк еще лет 15 назад мягко наставлял будущих паломников так:

  • «Само слово поклонник, бывшее некогда в широком употреблении, глубоко связано с преданием Церкви, с ее вероучением. Оно также предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.
  • …даже христианский взгляд на паломничество не отличается внутренним единством. В христианской среде имеются существенные различия по отношению к паломничеству. Понимание паломничества в православии существенно отличается от восприятия паломничества у западных христиан. В силу этого само выражение православное паломничество является оправданным. Это в западных языках паломничество — прежде всего путешествие. В большинстве европейских языков соответствующее слово происходит от латинского «peregrinatio», то есть странствование. Понимание паломничества как поклонничества неведомо христианскому западу. А причины этого коренятся в отношении Римо-Католической Церкви к седьмому Вселенскому собору и вопросу о почитании святых икон. Западная Церковь не приняла решений собора по вопросу иконопочитания. Для западных христиан иконы являются лишь иллюстрациями событий Священной истории. Икона в западном понимании никак не может быть образом, который онтологически соединяет нас с Первообразом. Поэтому понимание паломничества у западных христиан носит принципиально иной характер. Пилигрим — это не паломник в православном смысле слова, то есть не поклонник. Пилигрим – это, прежде всего, путешественник. Религиозная цель путешествия пилигрима является только одной из возможностей. Идея почитания святых мест в этом слове не присутствует вообще. Поклонение святым местам у западных христиан подменяется воспоминаниями священных событий на святых местах. В этом — ограниченность католического и протестантского подхода к паломничеству. Вот почему западные паломники, посещающие святые места, вполне естественно напоминают больше туристов, чем паломников в православном понимании этого слова».

Полтора десятка лет назад Высокопреосвященнейший Владыка отметил это желание облегчить, а вернее, обесценить паломнический подвиг, превращая его в «ознакомительную поездку по святым местам». Велика ли польза от такого паломничества? Не-а… Соблазн – велик, а вот пользы духовной – нет. А ведь именно ради духовной пользы совершается паломнический подвиг! Владыка и говорил далее: «История паломнического движения представляет большой интерес с точки зрения изучения духовности народа. В этом смысле история паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдавший за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утеряны. Возрождение их напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Возрождая паломничество, важно не отрываться от духовных основ православного Предания, помнить о цели и глубоком духовном смысле православного паломничества».

Легко ли? Нелегко. Но ведь ради этого и отправляется православный христианин в паломничество – потрудиться. Домашняя молитва привычна, увы, часто мы лишь молитвословим, а не молимся, хоть и читаем: «не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися и приготовитися на творение добрых дел». И в приходском храме все тепло и знакомо, там мы дома. А паломничество – та самая возможность умалиться, о которой столько сказано в Писании, возможность сделаться другим. И эта возможность открывает невероятную глубину и искренность молитвы, молитвы, которая будет Услышана. «И Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе Яве». (Матф. VI.18.) И мы переменимся, и жизнь наша.