Несмотря на болезненное отторжение Косово, сербы продолжают отмечать Видовдан, посвящённый кровавым боям на Косовом поле

28 июня жители Сербии отмечают один из главных религиозных и национальных праздников страны — Видовдан (Видов день). Этот праздник приобрёл для них особую сакральность после того, как в 1389 году вторгшиеся на Балканы турки-османы на Косовом поле разгромили объединённые силы христиан.
Вплоть до конца XIV века Видовдан не был особо значимым событием в сербском календаре. У самих сербов до сих пор существует несколько версий происхождения этого праздника. Согласно одной из них, он связан с культом солнца и происходит от языческого славянского бога Святовита, который являлся богом войны и изобилия. По второй версии, этот праздник приурочен ко дню католического святого Вита и адаптирован к местным условиям. Споры о том, так это или иначе, ведутся до сих пор. Однако сейчас этот вопрос волнует только лишь исследователей.
Дело в том, что после 1389 года Видовдан навсегда вошёл в историю Сербии. Впрочем, как говорят сами сербы, отразился он и на истории христианской Европы, поскольку после битвы на Косовом поле турки на несколько лет приостановили свою экспансию в Европу. Можно без сомнения утверждать, что случившееся 620 лет назад сражение коренным образом изменило историю сербского народа. Его менталитет.
Пожалуй, битва на Косовом поле несёт в себе такое же культовое значение, как для россиян победа СССР в Великой Отечественной войне или для поляков восстановление Польши после 123 лет небытия.
В сербской исторической традиции принято считать, что Видовдан и неразрывно связанная с ним битва на Косовом поле — своеобразная Голгофа, после которой последовало воскресение сербского народа. Просуществовав около пятисот лет под османским игом, сербы сумели сохранить национальную культуру, язык, традиции, веру, письменность и обычаи. Видовдан стал для сербов водоразделом в истории страны, которая и по сей день делится на события «до Косова» и «после Косова».
Видовдан, оставивший глубокий отпечаток в национальной памяти жителей Сербии, стал в их сознании синонимом косовского завета. Несмотря на поражение и потерю суверенитета, этот праздник считается в стране днём национального духа и символом стойкости сербов. Для большинства из них поражение в битве затмевается идеей и верой в конечную победу православной идеи Царствия Небесного, ради которой сербский народ сознательно принёс себя в жертву.
Во времена социалистической Югославии эта практика столь широко, как ранее, не распространялась, поскольку страна была многонациональной. Однако и тогда коммунистические власти отдавали Видовдану должное значение и отводили ему особое место. Например, в 1989 году — в шестисотую годовщину битвы — на Косовском поле собралось около 2 млн сербов, которые пришли на него вместе со своим лидером Слободаном Милошевичем.
В настоящее время в Сербии, ещё 20 лет объединявшей большинство балканских республик, а ныне лишившейся их всех, культ празднования Видова дня по-прежнему очень важен и, как ранее, актуален. Начиная с 2000-х годов, с момента отторжения Косова от Сербии, 28 июня на место битвы ежегодно съезжаются сотни и тысячи православных верующих. Причём не только из Сербии, но и из России, Черногории, Украины, Белоруссии, Хорватии, США и других стран. Они принимают участие в церемонии посещения Косова поля и в торжественных богослужениях, посвящённых этому знаменательному в истории всех сербов событию.
По ходу боя союзники действовали разрозненно, но поначалу успех был на их стороне. Во время сражения, которое, по свидетельству летописцев, было очень жестоким и кровавым, сербу Милошу Обиличу удалось пробраться в турецкую ставку и убить султана Мурада I. Однако османы не растерялись, и командование над войском принял сын покойного Баязид. Милош Обилич был убит, а союзные войска разгромлены. Пал и весь цвет сербского рыцарства. Предводительствовавший войсками князь Лазарь Хребелянович и его воеводы попали в плен.
Впрочем, поначалу Сербия даже не лишилась своих земель. Она стала лишь вассалом империи османов и платила им дань. Дочь князя Лазаря стала одной из наложниц султана, а сербское воинство, столь упорно сопротивлявшееся туркам на Косовом поле, стало их верным союзником. Восемь лет спустя, в сентябре 1396 года, в битве при Никополе именно сербы под предводительством сына Лазаря Стефана нанесли решающий удар по войскам крестоносцев, сражающихся с турками. В полную зависимость от османов Сербия попала лишь в 1459 году.
Со временем герои эпического боя за Косово переселились в сербскую мифологию — в предания, легенды и мифы. Например, в народе говорят, что в память о погибших на Косовском поле в Видовдан перестают петь птицы, а ночью вода в реках окрашивается в красный цвет. Как кровь тысяч убитых воинов.
В сербском фольклоре сложился целый цикл песен, посвящённых этому событию. В них святой князь и его воеводы принимают вызов султана и выходят на бой. Храбрый Милош пробирается в стан противника и убивает там Мурада. Как водится в подобных легендах, не обходится и без предателя. Им становится зять Лазаря — Вук Бранкович, который в разгар битвы уводит своих воинов с поля боя и становится виновником разгрома.
Существует предание, в котором гибель Сербии является сознательным выбором её правителя. Накануне битвы к князю Лазарю явился с неба ангел, который пообещал ему победу в бою, в случае если он выберет земное царство. Если же он предпочтёт царство небесное и воскресение, он погибнет, его войска будут разбиты, а страна окажется под властью завоевателей. Лазарь предпочёл царство небесное и проиграл сражение, а вместе с ним и жизнь.
Пленённого, его доставили к Баязиду, который послал серба на плаху. Мощи Лазаря, которого вскоре канонизировали хранятся в сербском монастыре Раваница.
Отрубленная голова князя попала в Турцию, которая до сих пор не желает отдавать её сербам. По этой причине одна из легенд гласит о том, что Сербия вернёт себе былую мощь после того, как голова князя Лазаря соединится с его мощами.
Так это или иначе, не известно. Но на протяжении уже более шести веков тысячи сербов сохраняют в своих сердцах надежду на восстановление величия своего государства и свято чтят Видовдан, превратившийся, по сути, в феномен коллективной памяти, который и по сей день продолжает оказывать сильное влияние на значительную часть сербского общества.