Миссия на мотоцикле

Влияние религиозных убеждений на повседневную жизнь огромно. Тысячелетняя Россия, ее великая культура стоят на высоконравственном духовном фундаменте православия. Именно эти основы особенно важно донести до молодежи, для этого необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения, используя как традиционные, так и нетрадиционные формы привлечения и удержания молодежи в православии. В данной статье предпринята попытка проанализировать подробнее один из существующих видов нетрадиционного подхода в работе с молодежью — соработничество мотоциклетных паломников  с Русской Православной Церковью.

Но прежде, чем перейдем к осмыслению этой формы, рассмотрим, как осуществляется миссионерское служение РПЦ в настоящее время, что это такое и каковы его цели и задачи.

Все последние годы РПЦ пытается возродить миссионерское служение, натыкаясь на этом пути на различные трудности. Необычайный внешний рост Церкви: открытие новых храмов, монастырей, духовных школ, издание духовной литературы, участие представителей церкви в средствах массовой информации и многое другое свидетельствуют о религиозном возрождении общества. Вместе с тем, влияние церкви на жизнь общества, на его нравственное и духовное состояние, и на его культуру, не столь значительно как могло бы это быть или можно было бы ожидать.

В прошедшие века, например в России XIX века, православное мировоззрение было частью православной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Весь образ жизни был пронизан православием и православные обычаи были частью повседневной жизни, поэтому мало было необходимости говорить об этом.

Сейчас все изменилось. Православие стало островком среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди зачастую разделяют свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями и делами, и на православную по воскресеньям. Забывая тем самым, что православие, имея свою жизнь, не столь уж далеко от жизни современной и не может не отражаться в ней, так или иначе.

Одним из способов объяснить и показать нераздельность православия и современной жизни общества и отдельного человека служит миссионерская деятельность РПЦ.

Согласно Концепции миссионерской деятельности РПЦ миссия (свидетельство) — это проповедь для пробуждения веры и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16,15).

Православная миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в старый образ жизни, принимать местные культы и способы их выражения, не противоречащие христианской вере.

Деятельность же конкретного миссионера заключена в том, что указывая на Христа, он приглашает в церковь, приглашает черпать из ее двухтысячелетнего опыта, раскрыть для себя «глаголы вечной жизни».

Миссиология различает внутреннюю и внешнюю миссии. Внутренней миссией называют миссию внутри канонических, официальных границ Православной Церкви, т. е. обращение к тем, кто как бы «числится» в Церкви, будучи крещен, но не просвещен. Такую миссию можно назвать «евангелизацией». Внешняя миссия — служение Церкви по распространению и утверждению духа христианства вне своих канонических границ, что включает в себя приведение ко Христу людей через «свидетельство — научение — оглашение (катехизацию) — крещение».

В дальнейшем в статье будет подробно рассмотрена только внутренняя миссия.

Как известно о необходимости возродить миссионерскую деятельность РПЦ говорила еще в 1994 году на Архиерейском Соборе РПЦ, который издал определение «О православной миссии в современном мире».

В чем же особенность миссии в современном мире, в частности в Российской Федерации?

Особенностью современной миссии РПЦ на территории РФ является то, что она должна осуществляться не только среди нехристиан, но и среди формальных христиан. В Концепции миссионерской деятельности РПЦ «Русская Православная Церковь оказалась перед необходимостью совершения «второй христианизации». Отсюда и масштаб миссионерского поля — это миллионы людей, освободившихся или освобождающихся от научного атеизма, это молодежь, выросшая в условиях светского общества и «свободы вероисповедания», это все народы, проживающие на громадной территории России, со своими культурно-историческими особенностями и самое главное, что эти люди большей своей частью уже крещенные в православие. Однако, последний фактор нисколько не упрощает сегодняшнюю миссию. Миссия среди номинальных христиан (крещенные в православие, но не живут церковной жизнью и не участвуют в Таинствах) требует, как и ранее среди нехристиан, распространения знаний о христианской вере. Но в отличии от прежних времен, когда православное вероучение было основой жизни и быта русского человека, сегодня православие преподносят как некий элемент культуры русского общества, поэтому просто распространить знание о нем не достаточно. Необходимо донести до общества, особенно молодежи, что церковная жизнь и жизнь по заповедям «не предание старины глубокой» и не красивый элемент культуры, а основа общества, как прошлого, так и настоящего и будущего, в противном случае оно превратится, по словам Патриарха в «банку со скорпионами и людям ничто не будет препятствовать уничтожать друг друга, потому что никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».

Для того, чтобы правильно выстроить миссионерскую деятельность сегодня требуется осознание следующих важнейших факторов:

— культурный

Изучение и понимание культуры и ценностей, коренящихся в православии, не просто уменьшается, но и подчас заменяется «неоязычеством». В отдельных случаях происходит утрата христианской культурной идентичности с помощью информационной агрессии против православия.

— мировоззренческий

Нетрадиционные мировоззренческие и вероучительные системы, свободно проникшие в конце 90-х на территорию РФ, воздействуют на ценности людей. Вследствие этого РПЦ должна не только возвращать людей в церковь, но и противостоять новым культам, особенно деструктивным и тоталитарным сектам для чего необходимо овладевать новыми информационными пространствами.

Новые области научного «знания» несут в себе попытки «обожествить» науку и сократить на нее влияние нравственности.

— богословский

В настоящее время требуется богословское осмысление различных традиций и способов пастырского попечения и руководства не только для новоначальных и людей, уже пришедших в Церковь (воцерковленные или воцерковляющиеся), но для некрещеных или крещенных, но не наставленных в вере людей.

Необходимо противостоять попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией.

— литературный

Необходимо обновлять либо составлять новую литературу и образовательные программы и другой материал, созданный в дореволюционную эпоху. Прежняя литература была адресована к воцерковленным взрослым и детям и не ставила перед собой целью приведения обучаемых в церковь.

На понимании этих факторов находятся и строятся адекватные эффективные формы и методы миссионерского служения в РПЦ.

Но прежде, чем переходить к формам и методам современной миссии, рассмотрим ее цели и задачи.

Говоря о целях миссии, следует знать, что есть широкое и узкое понимание миссии.

Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия — теосис (обожение) всего творения.

В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения.

Цель миссии не только завоевание ничего не знающих о Христе, но и активное вовлечение всех верующих в церковную жизнь. Нам надо проникнуться пониманием нашего миссионерского служения, даже если по-человечески мы не имеем шанса на успех, как по-человечески не имели его и апостолы Христовы. Но их миссия оказалась успешной и преобразила мир, потому что они шли единым фронтом, объединяя, а не разъединяя людей. И произошло чудо: там, где люди действовали в единстве, Христос действовал вместе с ними.

Из вышесказанного следуют задачи, которые необходимо решать для достижения поставленных целей.

Укажем и рассмотрим только те задачи, которые могут быть решены мирянами, т. к. участники мотодвижения в данном конкретном случае выступают как миряне:

  • просвещение и побуждение всех крещеных, но остающихся вне благодатной тáинственной жизни Церкви людей к духовному деланию, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом и активной христианской позиции;
  • освящение тех национальных черт, которые позволяют народам, при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации, внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой церкви;
  • В условиях, когда миссионерская деятельность осуществляется среди народа с давними, хотя и ослабленными православными традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание.
  • формирование условий для активного участия новообращенных (неофитов) в жизни прихода для их воцерковления.
  • Воплощение в жизни изложенных миссионерских целей и задач возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность, будет понимать, что от его личного выбора и дел зависит изменение человеческой истории.

Деятельность православного миссионера преимущественно протекает не внутри церковной ограды, а вне ее. Она имеет при всем своем внутреннем духовном содержании четко выраженную светскую, мирскую, политическую проекцию. Миссионеры несут благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Православной Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям.

Для решения поставленных задач могут быть использованы следующие формы:

  • воспитательная миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры.
  • апологетическая миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями.
  • информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации.
  • миссия примирения. В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп, должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии.

В нашем случае применительно к участникам мотодвижения можно и нужно использовать информационную форму и форму примирения.

Информационная форма должна использоваться, когда мотоциклисты помогают и участвуют не только в общецерковных праздниках и мероприятиях государственного значения (крестные ходы на мотоциклах, 9 Мая), но и доставляют иконы либо гуманитарную помощь в те или иные регионы. Освещение данных событий в СМИ позволяет донести до общества как важность и актуальность проводимых мероприятий, так и показать неразрывность связи между современным обществом (в данном случае в лице мотоциклистов) и церковью.

О миссии примирения говорит сама жизнь мотоциклистов, в котором живут и взаимодействуют люди разных вероисповеданий, национальностей, возрастов и социальных групп.

Непосредственно на практике миряне (участники мотодвижения), чтобы почувствовать свою причастность к общему делу миссии, могут реализовать и реализовывают такие виды миссионерского служения:

  • участие в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств);
  • участие в социальной диаконии;
  • участие в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности;
  • миссия в молодежной среде
  • выполнение конкретных миссионерских поручений;
  • помощь в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания, использовать сеть библиотек для создания в них миссионерских просветительских центров и проведения тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни;
  • миссионерская деятельность, направленная на церковное присутствие в интернет-пространстве;
  • находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями населения посредством организации различных мероприятий;
  • вести просветительскую работу с группами социального риска, (наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорными и др.).

Среди наиболее перспективных направлений современного миссионерского служения церкви следует выделить:

  • распространение положительного опыта миссионерской деятельности, накопленного в разных епархиях (использование речных судов, поездов, автобусов, создание выездных групп, работа со светскими педагогами, библиотеками, проведение крестных ходов);
  • привлечение мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений и участия в социальной диаконии;
  • широкое применение различных языков миссионерской проповеди: от высокого храмового литургического слога до речи, понятной детям, молодежи, воинам, государственным служащим, деятелям науки и культуры – по слову апостола Павла: «для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9, 22);
  • работа с группами социального риска.

Наиболее важная и востребованная сегодня форма — это работа с молодежью, воцерковление молодежи и ее духовно-нравственное состояние.

Здесь следует отметить один очень важный фактор работы с молодежью, сказанный митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в 2001 году: «Молодежная работа в Церкви — это миссия среди молодых людей, причем отнюдь не среди воцерковленных, но в первую очередь среди малоцерковных, малорелигиозных, т. е. среди тех, кто составляет большинство, все еще далекое от Церкви».

В 2009 году, уже став Патриархом Московским и всея Руси Кирилл подтвердил: «Нашей особой заботой станет молодежь. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратиться ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, — помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».

Сегодняшние молодые люди будут определять развитие нашего общества завтра. Чем они будут руководствоваться? Что считать главным в жизни?

Эти вопросы сегодня стоят перед Русской церковью с особенной остротой и имеют определяющие значения для будущего нашей церкви и общества.