Балканский паломнический центр, созданный Московским центром международного сотрудничества Правительства Москвы и Мотоклубом «Ночные волки», на базе Московского культурно-информационного центра в столице Черногории, Подгорице, начал свою работу и принял первых черногорских паломников, которые посетили святыни Русского Православия в период с 14 по 18 октября 2015 года.
Брат митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, священник Раде Радович и прихожане Дайбабского монастыря Черногории: Джурадж Радович, Срджан Кликовац, Славица Кривокапич и Милиана Тодорович побывали в самом сердце России – Троице-Сергиевой лавре, Новоиерусалимском, Покровском Хотьковом, Новодевичьем, Донском, Покровском монастырях, Кремлевских соборах, Храме Христа Спасителя и посетили Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма — месте гибели царской семьи.
Развитие темы паломничеств по святым местам России очень актуально в этом Православном крае, раздираемом на куски интригами и провокациями заморских кукловодов. Хочется думать, что наша родная Вера не даст вероломным заокеанцам до конца добить Православные Балканы.
Силы мирового зла на сегодня сосредоточены на Православной Черногории, народу внушается «черногорский национализм», прививаются анти-сербские и анти-русские настроения.
На территории Черногории сегодня действуют раскольники из самопровозглашенной так называемой Черногорской Автокефальной Церкви, которая активно поддерживается властями. Препятствием на пути раскольников является митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, авторитетный в среде верующих и духовенства иерарх, который стойко хранит верность канонической Сербской Православной Церкви. Именно поэтому он становится мишенью критики черногорских либералов.
Нас, как членов Русской Православной Церкви, он искренне благодарит за поддержку, которую наша Церковь оказывает Святейшему Патриарху Сербскому Иренею и митрополиту Амфилохию в противодействии расколу, в сохранении канонического Православия.
Балканский паломнических центр несомненно внесет свою скромную лепту в дело единения Православных народов, развитие международных связей, поддержку наших соотечественников за рубежом, популяризацию русской культуры, русского языка и литературы.
Рассказ православного паломника Андрея Дутова
Паломничество – особый род духовного подвига (подвига-подвига, если кто сомневается, пусть попробует) и совершенно особое состояние. Стремление поклониться православным святыням, о встрече с которыми мечтал, в поклонении которым желал открыть Богу сердце, порядком зачерствевшее в ежедневных хлопотах, святыням, находящимся порой непредставимо далеко. Мечта, и вроде несбыточная, хотя и самолеты уже есть, и автомобили всякие. Но когда мечта паломника сбывается, радостный свет озаряет не только его, но и сумрачные лица рядом стоящих и мимо пробегающих. Обретение духовной ценности, а паломничество и есть это обретение – явление трудно объяснимое словами. Как объяснить, скажем, жителю Иерусалима, пять или шесть раз в неделю идущего или едущего на работу вблизи храма Гроба Господня, что он счастливый человек? У него величайшая драгоценность рядом, вот она! А он не понимает и не замечает…
Таков же, увы, и хронически торопливый москвич (впрочем, это я про себя). В столице изрядно храмов и монастырей, хранящих удивительные, спасительные святыни. А радость от встречи с ними возгревают паломники, приехавшие издалека. Небольшая черногорская делегация – священник, монахиня, послушница, двое мирян. Дома на их попечении – удивительный монастырь Дайбабе. Но подвиг паломнический привел их в канун Покрова Пресвятой Богородицы на поклонение православным святыням России. Праздничную литургию стояли в Троице-Сергиевской лавре, побывали в Хотьково, в Покровском женском монастыре, посетили Новоиерусалимский и Саввино-Сторожевский монастыри.
Сегодня – храмы и монастыри Москвы. Сначала – Донской монастырь, по нынешним меркам уже древний, спокойный и величественный. История и монастыря в целом, и каждой частицы его настолько велика, что без знающего провожатого не обойтись. Провожатый и гид – иеромонах, насельник монастыря, приглашает в Большой собор. В соборе останавливаемся посередине, напротив Царских врат. Под ногами – удивительный и нестираемый чугунный пол, настеленный еще в 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина. С середины XVIII до первой четверти XXI века – пол все тот же. Сколько коленопреклонений он принял!
Рассказать надо о многом. И о том, как отогнали от Москвы войско Казы-Гирея, и о «фряжском письме» иконостаса (писал иконы семиярусного иконостаса итальянец Антонио Клаудо, которому, как иноверцу, роспись алтаря не доверили). Но внимание паломников, хотя и внимательно слушающих гида, привлекает главное. Донская икона Богородицы – единственная в иконостасе светит древним письмом. К образу на аналое приложись все дружно, а к Донской иконе тихонько, чтобы не обидеть гида невниманием, отходят по одному. Но приехали-то, в первую очередь, не ради экскурсии – ради святыни. А ведь правее образа Владычицы еще и усыпальница святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Сердце тянется к святыням… Батюшка, видя, что хронология и высота купола собора – не самое главное, приглашает почтить святыни.
Из храма вышли с лицами светлыми, хоть и пасмурно, и дождик, и промозгло. Осмотрели старый некрополь монастыря (поучительное это зрелище – старые кладбища). От вделанных в восточную часть крепостной стены Донского монастыря мраморных горельефов с Храма Христа Спасителя, уцелевших после его уничтожения, паломники были в восторге. Не зря поговаривали, что шедевры скульптора Логановского при восстановлении храма Христа Спасителя не смог повторить ни один современный скульптор.
Следующее желанное для паломников из Черногории место – как раз Храм Христа Спасителя. Но до этого – центр Москвы и Красная площадь. И Александровский сад, и Могила Неизвестного Солдата. И сил должно хватить на всё, и нет времени поесть, потому что времени мало, а увидеть хочется так много! И прильнуть к святыням, к милосердию Божию, которое не оставляет паломника, уже уставшего несмотря на все автомобили. Пешком исхожено уже сверх всякой меры.
А милосердие Божие паломника, приехавшего из далекого далека, не оставляет. И в Покровском монастыре милость Господа нашего – вот она! Встали в длиннющую очередь, поклониться мощам святой праведной блаженной Матроны Московской в Покровском храме. Стоять недолго – не то три часа, не то четыре. А силы-то человеческие не беспредельны… Вернее, нет уже сил стоять, на ногах все с раннего утра, и не первый день. Но и уйти никак невозможно!
Господь сказал нам: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Матф. 7:8). Нас пропустили без очереди, хоть и осмотрев со строгостью и спросив традиционное «сколько вас?». Вот и силы опять вернулись. Бодрее стал почтенный Джурадж, а отец Раде во дворе Покровского монастыря благословлял, наверное, каждые три минуты. Ну, сам вид отца Раде был таков, что спешили к нему и с противоположного конца монастырского двора. Отец Раде улыбался и благословлял…
Видели счастье на лице человека? Такое, когда мечты исполняются? Я вот видел. И радостно за людей, ставших друзьями за день. А братьями и сестрами, слава Богу, мы и до этого были. Черногорской делегации завтра в дорогу. И в путь им – молитва, начертанная на обороте подаренного новыми друзьями образа Симеона Дайбабского. Ничего ведь, что по-сербски? Увидите, у нас общий язык молитвы:
Господе, Боже,
коjи си прави Пут, Истина и Живот
смилуj се на мене недостоjног и буди
ми сапутник на овоме путу.
Сачуваj ме од искушеньа, од сваке
преваре и пакости, злих духова и
злих льуди. Одржи ми у правди
и истини по заповестима Твоjим,
да се вратим у здравльу душе и тела.
Jер jе Твоjе царство и сила и слава
Оца и Сина и Светога Духа
сада и увек и у векове векова. Амин.