ВЗГЛЯД ВОЛКА » Дикая Дивизия

dd (89)-097

«История общества в качестве истории духовной жизни есть драматическая судьба Бога в сердце человека».

С.Л. Франк

Знание исторических реалий прошлого и то как решались те или иные проблемы в прошлом необходимо для успешного развития человека и общества в настоящий исторический период.
Предшествующие поколения людей в процессе своей жизнедеятельности создавали материальные и духовные ценности для жизни последующих поколений. Поэтому необходимо не просто знать историю как таковую, но и устанавливать связь с ней, изучать поступки прошлых поколений и становится их преемниками.
Под поступком следует понимать — поведение, действие: а) сознательно и свободно мотивированное, б) имеющее для кого-либо значение (ценность), и потому в) возбуждающее определенное отношение (оценка).
Из определения следует, что необходимо сохранение не только исторических памятников в виде монументов, но и память человеческую, о людях, которые совершили тот или иной поступок.
Чаще всего высокие поступки и подвиги совершаются в сложные периоды для страны. Но именно в эти периоды проявляются идеалы народа, его нравственные качества, такие как долг, совесть, патриотизм. Нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом должны стать духовным богатством каждого. Важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в громкие, но, по сути, пустые фразы. Высокие идеалы должны жить в сердцах и поступках и очень важно, чтобы потомкам было дорого все созданное старшими поколениями, все добытое и завоеванное в тяжелой борьбе за свободу и независимость Отечества.
Нравственный идеал — это та высокая ступень, к которой стремится и на которую ориентируется человек в конкретную историческую эпоху.
В России этот идеал связан «с идеологией православной церкви, когда на первый план выступает духовная, а не материальная жизнь».
Применительно к сегодняшнему дню востребован идеал гедониста или «свободного» человека, который в жизненном выборе и поведении отрицает мораль, нравственные идеалы и его поиски, т.е. фактически отрицает духовную жизнь общества.
Это накладывает жесткие требования на человека и его нравственный выбор. Ведь если не сопровождать жизненный выбор сильной нравственной мотивацией, то потеряется очень важный критерий. «Сейчас мы стоим перед не меньшими испытаниями. Потому что побрякушки очень притягательны, и не только во времена Миклухо-Маклая. Побрякушка очень притягательна. Красивая обертка всегда привлекает. И вот эти побрякушки современной жизни кружат голову, они пьянят человеческое сознание; особенно молодежи хочется жить непременно так, как на обложке глянцевого журнала. Люди верят в рекламу, верят в моду, верят в стереотипы как в реальность, а ведь это виртуальный мир».
Сегодня можно констатировать, что большая часть нового поколения входит в жизнь не только с искаженным представлением о прошлом России, но из их жизни зачастую исчезает понятие нравственность и идеал, а патриотизм пытаются свести к преданности национальной политической власти.
Поэтому так важно сегодня возрождать историческую правду и сконцентрировать внимание на нравственном формировании будущего гражданина России. Необходимо возвратить в жизнь российского общества нравственный идеал русского человека (высокая духовность, доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость). Для этого нужно не просто говорить об идеалах, а приводить яркие примеры, имена людей, их подвиги. Как говорил Сухомлинский В.А.: «Пусть события прошлого предстанут как истоки настоящего».
«Достойным примером для молодого поколения могут служить солдаты Великой войны. Русский солдат в Великой войне продолжал проявлять чудеса храбрости, мужества и стойкости. Армия и флот держались, конечно, в первую очередь на солдатах».
Сама Великая война — важная веха отечественной истории, полузабытая и почти неизвестная, что не может умалить ее истинное значение для нас, потомков ее участников.
Великая война или Первая мировая война по жестокости не знала себе равных и унесла огромное количество жертв. Война была долгой и кровавой.
Итогом ее стало исчезновение последних крупных монархий: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Турецкая.
В советской исторической науке и литературе война была очернена или просто забыта. Между тем Русская Императорская армия проявила себя достойно, вписав страницу в героическое прошлое нашего народа. Зачастую подробности и факты о Великой Отечественной войне совпадают с забытыми подробностями и фактами Великой войны.
В столетний юбилей необходимо вспомнить и открыть для себя страницы той войны, «увековечить память о русских бойцах».
Одними из таких были воины Кавказской туземной конной дивизии.
«Кавказская туземная конная дивизия» 23 августа 1914 года Высочайшим приказом Императора Николая II и состояла из шести полков: Кабардинского, 2-го Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского. Командиром дивизии был назначен младший брат царя, генерал-майор великий князь Михаил Александрович. Впоследствии он напишет о дивизии, что ее «блестящие конные дела, составляют одну из лучших страниц Истории нашей конницы».
dd (7)-076
Поступок всадников «Дикой дивизии» заслуживает уважения и почитания тем, что кавалерия состояла полностью из добровольцев-мусульман, которые по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу, как и все мусульмане Северного Кавказа и Закавказья. Дивизия стала одним из уникальнейших воинских подразделений в истории русского военного дела, так за 1916 год дивизия провела 16 конных атак. Всадники были удостоены Георгиевских крестов и медалей «За храбрость», на которых, еще в 1844 году, специально для мусульман было заменено изображение святого Георгия на герб России — двуглавый орёл. Однако, всадники «Дикой дивизии» потребовали вернуть им на награды Георгия, которого называли уважительно «джигитом», а герб с презрением именовали «птичкой».
Особо стоит отметить традиции военного братства в дивизии, так все, вступившие в «Дикую дивизию», были прирождёнными воинами, прекрасно владели холодным оружием и поступали на службу со своими кинжалом и шашкой. Многие из них прошли не только суровую школу кавказской жизни, но и воевали на фронтах Русско-японской войны. Были среди всадников и ветераны Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., которые пользовались особым уважением у офицеров и сородичей. Отсюда и особая моральная атмосфера в дивизии. В ней выше всего ценились личная храбрость и верность, а также почитались уважаемые люди старшего поколения. Отличительной чертой было и взаимное уважение к разным вероисповеданиям и обычаям друг друга.
В память о воинской доблести «Дикой дивизии» и к столетию со дня формирования конницы мотоклуб «Ночные Волки» провел исторический мотопробег с одноименным названием — «Дикая Дивизия».
Мотопробег состоялся с 17 по 23 августа 2014. Старт был дан из трех городов Севастополь, Нальчик, Москва. Проходил маршрут по столицам Республик Северного Кавказа: Нальчик – Магас – Грозный – Махачкала.
Александр Хирург, президент мотоклуба «Ночные Волки» отмечал: «Идея приехать в Северный Кавказ появилась после «Русской весны» в Крыму и событий текущего года. Я благодарен всему Северному Кавказу за поддержку Севастополя и Крыма. Так совпало, что все эти события совпали со столетием со дня образования Кавказской туземной конной дивизии в русской армии, которой так боялись все враги. Наши прадеды показали, что судьбы всех наших народов тесно переплетены вместе. Дикая дивизия – это хороший пример для подражания… Мы видим, как сегодня возрождается наша страна, и насколько важно для нас наше единство. Крым, Россия и Кавказ — это единая неделимая страна!».
dd (101)-004
Всего в мотопробеге участвовало около 100 человек. Проезжая по маршрутам прославленных воинов «Дикой Дивизии», мотоциклисты проводили торжественные мероприятия, на которых главам Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Чечни и Дагестана вручили памятные таблички с надписью «В память о чести, мужестве, братстве и славе бойцов и офицеров Кавказской туземной конной дивизии, добровольно принявших на себя подвиг служения Российскому отечеству на фронтах Первой Мировой Войны 1914-1918 годов».
Помимо торжественных мероприятий во всех республиках Южного Федерального Округа (Ставропольский Край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская республика, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан) проводилась выставка мото и авто техники Русских Мотоциклистов, а также показывалось шоу мотоциклистов.
Основной целью мотопробега, конечно, стал рассказ об одной из страниц истории государства Российского, посвященной туземной дивизии. Рассказ это представлял собой экспозицию о боевом пути, походной жизни и традициях родного дома горцев. Собиралась выставка государственным и частными архивами, региональными музеями.
На выставке можно было увидеть личные вещи всадников: бурки, папахи, кинжалы и другие элементы одежды. Отдельно стоит отметить раздел фотографий на выставке, где все желающие смогли увидеть не только Кавказ в начале XX века, но и увидеть лица и узнать имена, воевавших в «Дикой дивизии».
Стоит отметить единодушие руководителей республик при оценке мотопробега. Все в своих речах отмечали важность таких мероприятий, потому что при обращении к историческому опыту национального самосознания народов России, происходит объединение народов России разных поколений. Показывается уважение к традициям предков и их преемственность.
Еще одним объединяющим началом в мотопробеге стала доставка «Ночными Волками» в Москву на Поклонную гору, где 1 августа 2014 открыт монумент героям, павшим в годы Первой мировой войны, капсул с землей с родины Кавказской туземной конной дивизии.
История Первой мировой войны — наглядный пример глобальной ответственности всех и каждого за современный мир. Памятью о Великой войне решаются конкретные воспитательные задачи, проявляется нравственная ответственность старшего поколения за младшее.
От того, насколько мы будем учитывать опыт предшествующих поколений, во многом зависит наша историческая судьба, ее сегодняшний день и ее будущее.
Кроме исторической составляющей мотопробег нес в себе еще и идеи развития туристической привлекательности Северного Кавказа, популяризации внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.
Для всех участников мотопробега в республиканских и краевых столицах проводились экскурсии по достопримечательностям и рассказывалась история того или иного места. По факту мотопробега шло освещение его в СМИ, что дополнительно способствовало продвижению информации о культуре и истории того или иного народа Кавказа.
Популяризация Северного Кавказа с его самобытностью и историей, которая неразрывно связана с историей Российской империи, может стать предпосылкой к путешествиям и отдыху в этом регионе России.
Помимо истории и культуры Северный Кавказ щедро одарен и природными богатствами: горы, озера, реки и другие живописные ландшафты.
Посещение Северного Кавказа с той или иной туристической целью и личное знакомство с этим краем послужит укреплению социальной и политической стабильности в России.
А. В. Комарова

Журнал «Вестник. Северный Кавказ», 2014, № 9-10