Не одно десятилетие молодым людям в России прививалось перевернутое понимание либо отрицание духовно-нравственных качеств: доброты, щедрости, трудолюбия, правдивости. Информационное общество, используя все доступные технологии (психологическое и идеологическое оружие), манипулирует сознанием подростков, зачастую проводя знак равенства между хорошим и плохим, добрым и злым и т. п.
Необходимо вернуть традиции русского общества, его идеалы и ценности в жизнь молодого поколения. Как отметил в своей речи Президент России В.В. Путин:
- «В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю и традиции, объединяли бы времена и поколения, способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности для создания нового, современного пространства культуры, в котором живет и развивается человек, обладающий созидательным потенциалом».
Нравственные ценности и идеалы, которые через века направляли наш народ по историческому пути, в особенности касающиеся мировоззрения русского человека и его национального самосознания, эти нравственные ценности и ориентиры были фундаментальными, основополагающими. Без них не было бы русской культуры, а в каком-то смысле — и русского человека и государства. Мы, ясно понимая важность защиты нравственного идеала, без которого не может быть ни подвига, ни жизни, должны делать всё возможное, чтобы сохранить нашу духовную культуру, в центре которой находится этот евангельский идеал, и передать ее молодому поколению. Мы понимаем, что для этого недостаточно государственных программ и официальных структур. Главное, а может единственное, что важно в воспитании подрастающего поколения пример, имена людей, их поступки.
Русские Мотоциклисты не претендуют на исключительность, однако уже сейчас можно наблюдать, что феномен русских мотоциклистов и их культурно-просветительская деятельность «ответ», «олицетворяющий синтез традиций и инноваций», современного российского общества на «вызовы» глобализации, такие как массовая культура и потребительский образ жизни.
Пройдя трудный путь выживания и научившись распознавать и выбирать существенно-священные вещи, создатели российской мотоциклетной субкультуры в отдельно взятом мире личным примером учат молодых людей любить, уважать и ценить страну, ее историю, традиции.
Сегодня Русские Мотоциклисты, уникальное явление, рожденное на обломках Советского Союза. Впитав в себя все позитивное из мировой мотоциклетной культуры и переработав в себе по обыкновению «по-русски», явили миру принципиально новое мотоциклетное движение. Движение, которое вышло за рамки конкретной субкультуры и стало уникальным явлением российского общества.
Русские мотоциклисты стали тем неповторимым национальным ответом на вызовы времени и общества, в котором все стирается и идет по пути безликости, униформности.
Разговаривая с подрастающим поколением языком русских мотоциклистов (поступками, делами, а не громкими фразами), государство сможет заинтересовать молодежь и побудить ее к изучению своей истории и культуры, чтобы она могла найти в ней пример для подражания и двигаться вперед, заложив в основу ценности своих предков, своего народа и своей страны. Подтверждение важности исторического аспекта в воспитательном процессе можно найти в словах писателя В. Пикуля: «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое…»
Следовательно, роль русских мотоциклистов в российском обществе:
- связующее звено между молодежью государством и церковью;
- своеобразный регулятор духовно-нравственной, патриотической, культурно-просветительской жизни молодежи и общества.
Русские мотоциклисты, которые в своей деятельности опираются на русские традиции, культуру и православное мировоззрение способны стать достойным примером для молодежи. В целом культурно-просветительская деятельность, выработанная лично русскими мотоциклистами, может занять достойное место в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения России, а также укрепит позиции традиционных русских ценностей в российском обществе.
На данном этапе деятельность русских мотоциклистов может быть отнесена к инновационной форме работы с молодежью. При этом понятие инновационности применяется достаточно условно, т. е. оно характеризует не столько формы и методы работы русских мотоциклистов с подрастающим поколением, сколько взаимодействие официальных структур (государственные органы, Русская Православная церковь, общественные организации и т.п.) с мотоциклетной субкультурой.
Однако, есть в деятельности русских мотоциклистов действительно инновационная форма работы с молодежью и обществом — это мотопаломничество. Форма мотопаломничества, как социально-значимого мероприятия очень удачная. Мотоциклетный метод паломничества интересен и уникален: мотоцикл привлекает человеческое внимание, мотоциклист-паломник достоин уважения, ведь дальний путь не совсем безопасен и тернист. Всадник-паломник, везущий на себе добрую весть — иконы с ликами святых Православия, во славу Христа – объект, достойный подражания и не удивительно, что форма «пошла в тираж» и большое количество мотоциклистов в последнее время превратили свои обычные путешествия в мотоциклетные паломничества, стали образовывать Православные мотоциклетные братства.
Сегодня русские мотоциклисты на безвозмездной основе консультируют по вопросам проведения подобных мероприятий другие общественные организации и физических лиц.
Вовлеченность в процесс мотоциклетного паломничества за 2015 год количественно можно оценить примерно в 200 000 человек, но скорее всего больше. Цифра взята из анализа мероприятий подобного характера по России и за рубежом, проведенного Федерацией Мототуризма России. Всего в России около миллиона мотоциклистов, и, как правило, это одно из активных и патриотически-настроенных общественных движений страны.
Различные мероприятия, проводимые представителями мотоциклетной субкультуры затрагивают духовно-нравственный, патриотический, культурно-просветительский аспекты. Строгое деление на аспекты провести невозможно, потому что невозможно говорить о духовности и не затронуть патриотику и культуру и наоборот. Все эти сферы неразрывно связаны между собой как в обществе, так и в отдельно взятом человеке.
Например, ежегодное Байк-Шоу, которое из рок-концерта для мотоциклистов превратилось в мероприятие, цель которого направлена на возрождение национальной, патриотической, культурно-исторической и духовно нравственной традиций. С течением времени Байк-Шоу превратились в мощнейший инструмент народной дипломатии, объединяющей разорванные 90-ми части единой страны.
Как нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство — патриотизм возник еще на заре становления человечества. Применительно к Руси-России можно утверждать, что ее объединение произошло на патриотической основе. Слова киевского князя Святослава: «Да не посрамим земли Русской!» стали основой служения родной земле не только для воинов, но и для всего народа.
Вся отечественная история веками опиралась на патриотизм. Последний служил не только важным нравственным качеством русских, но и одним из показателей как экономического, так и военного могущества государства Российского.
При этом следует отметить, что формирование патриотического чувства проходит не только естественным историческим путем, за счет адаптации подрастающих поколений к социокультурным условиям бытия, но и осуществляется государственной властью, общественными институтами.
Проводимые русскими мотоциклистами мероприятия позволяют молодому поколению осознать себя как часть своего Отечества и его истории. Своим примером они показывают как можно и нужно доносить до молодежи чувство любви и гордости за свою страну словом и делом. Военно-патриотические мероприятия побуждают молодежь к изучению своей истории, в которой можно и нужно найти пример для подражания и двигаться вперед, заложив в основу ценности своих предков, своего народа и своей страны.