«Картина Мира»

Роль медиа ресурсов в формировании «картины мира»

Человеку в современном обществе все сложнее сконцентрироваться на ценностях, смысле жизни и предназначении самого человека в мире. Мы научились обосновывать цены на те или иные вещи, но так и не научились определять и ценить истинные ценности. Как писал И.Т. Фролов «мир не будет спасен, если человечество не научиться выверять достижения, несомые прогрессом, человеческой мерой, мерой добра, разума, справедливости».[1]

Прежде всего, нужно обратить внимание на взаимодействие  культурной и религиозной сфер с информационной средой. В условиях глобализации эти среды стали не столько взаимодействовать, сколько разрушать как друг друга, так и внутренний мир пользователей этих сфер. Человек давно существует в этих сферах и их сильнейшее воздействие на образ жизни человека не нуждается в доказательстве. Приметой нашего времени является власть информации, власть медиа[2].

Несколько десятилетий назад мы могли говорить о том, что СМИ формируя информационное пространство и акцентируя внимание на традиционных нравственных ценностях, христианских догматах и настоящих героях, воспитывают культурного человека и патриота и способствуют личностному росту человека и гражданина. Современная же действительность говорит о том, что идет усиленное воспитание «человека массы», ненасытного потребителя со стереотипным мышлением и виртуальной картиной мира.

Информационная среда, ориентированная на количественные показатели, с одной стороны расширяет возможности по доступу пользователей к информации, с другой стороны очевиден в настоящее время дефицит качественного контента и культурной коммуникации. Медиа ресурсы в настоящий момент выступают своего рода новыми диктаторами, формирующими сознание, в котором мимолетные прихоти и развлечения ставятся на одну ступень либо выше подлинной культуры и истинных ценностей, а православная вера приравнивается к радикализму. Проверить это достаточно просто, используя рейтинговость информации при ее запросе в поисковых системах.

Представляется, что подчиняя информационную области, а через нее и культурную и религиозную, материальной выгоде и увеличению платежеспособных пользователей и обосновывая их экономической эффективностью, мы превратимся в общество «виртуальных идентичностей»[3].

Что в действительности может предложить культура и православие  в информационной сфере и информация в культурной и православной сферах в настоящее время, когда их заставили жить по условиям «свободного» рынка?

Информационная  среда  в мире, в настоящее время формируемая по характеру «шапито-шоу»[4], нуждается не столько в увеличении количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной  сети  «Интернет», сколько в регулировании и своего рода «заказе» на информацию, повышающую интеллектуальный и культурный уровень общества.

Недостаточное использование потенциала культуры и православия с целью воспитательного воздействия на духовно-нравственный мир человека в медийном пространстве и отсутствие информационной  грамотности  граждан приводит на локальном уровне к развитию «экстремистской  деятельности  под  видом гуманитарной, культурной и псевдорелигиозной деятельности, в том числе со стороны иностранных организаций»[5], а в глобальном плане к стереотипности, когда утрата смысла на уровне мышления стереотипами делает несостоятельным разговор о возможности индивидуального, самостоятельного видения, требующего интеллектуального усилия[6].

Кроме того не последнюю  роль в создании социального негатива и эмоциональной насыщенности по отношению к тому или иному православному и культурному событию также играют масс-медиа. На практике это зачастую выглядит с одной стороны как навязывание пользователям-читателям «правильного» мнения либо сведения информации о культурном событии к жизни так называемых звезд шоу-бизнеса, с другой – повышение рейтинга заведомо провального проекта-события и собственно самого медиа ресурса, когда не просто передают информацию, а манипулируют человеческим сознанием.

Примером такого манипулирования и увода читателя от основной цели служит информация о паломничестве «Русские Балканы» Федерации мототуризма России и мотоклуба «Ночные Волки» в марте 2018 года по Сербии и Республике Сербской, в ходе которого посещались православные монастыри и памятные места, связанные с историей российско-сербских отношений. Цель, заявленная организаторами как изучение исторического наследия Российской Империи и православия на Балканах, на момент приезда участников в Сербию превратилась в угрозу национальной безопасности[7].

Задолго до поездки в виртуальной реальности иностранными медиа ресурсами, при молчаливом попустительстве российских, стала нагнетаться атмосфера агрессии и нетерпимости, включая национальную и религиозную нетерпимость (Республика Сербская находится на территории Боснии и Герцеговины, где большинство населения мусульмане). В момент самой поездки, которую российские медиа ресурсы могли использовать как мягкую силу  российского  гуманитарного  влияния  за  рубежом, западные СМИ и их ресурсы на территории России умело использовали стереотипные представления о мотоциклистах, мотоклубе «Ночные Волки» и в целом о русских. В итоге приезд русских мотоциклистов оказался равносилен «вторжению армии», а поездка в это же время американского посла по БиХ  — дипломатическое турне по региону. Как правильно заметил Л. Гудков (директор Аналитического центра Юрия Левады), «пропаганда убедительнее, даже если люди не верят пропаганде, у них нет альтернативной картины реальности»[8].

Западная экспансия сегодня, как и в прошлые века, организована, лучше идеологически обоснована, продумана и последовательна, это ярко показала информационная атака западных СМИ на русских мотоциклистов в даты скорбные для сербского народа – в марте 1999 года началась военная операция НАТО, когда ракетным обстрелам и бомбардировке подверглась территория Югославии. Поэтому для достижения глобальных целей по превращению человеческого общества в массы новые демократические режимы всячески разжигают любые конфликты и споры, любые раздоры и противоречия, которые уничтожают единство между народами; традицию, духовность и нравственность у отдельного человека. Остается только правильно и вовремя скрывать, замалчивать и создавать информационные поводы для манипулирования и контроля над личностью и человеческим сознанием в глобальном масштабе.

Негативное воздействие произошедшего на межкультурные коммуникации не подлежит сомнению, производство заведомо ложных фактов и событий для сокрытия истинных и отсутствие объективной информации деформируют в общественном сознании правду и справедливость, а на международном уровне русского человека и русскую культуру.

Анализ процесса формирования информационного общества показывает, что интернет страницы медиа ресурсов – это универсальная платформа социально-культурной деятельности, которую нужно грамотно использовать, не давая подменять  реальность виртуальностью и не отдавая ее «сенсациям и скандалам».

«Культура буквально атакуется «медиавирусами», и наибольший эффект достигается, как и в случае с живыми организмами, в тех местах, где ослаблен иммунитет, в данном случае «культурный иммунитет» системы, или культура необходимым образом связана с поставщиком культурных вирусов, чуждых для данной культуры»[9], поэтому жизненно необходима «экология культуры в пространстве экрана» для того, чтобы новая социокультурная среда обитания человека в Сети не нивелировала ценности подлинно человеческого существования, развивала и формировала человека как творческую личность, а не потребителя медийного контента.

Анна Комарова

[1] Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / Отв. Ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. – М.: ЛЕНАНД, 2014, стр. 19
[2] Кириллова Н.Б. «Виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» как концепты современной культурологи // Обсерватория культуры, 2017. Т. 14, № 5, стр.525
[3] Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / Отв. Ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. – М.: ЛЕНАНД, 2014, с. 111
[4] Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / Отв. Ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. – М.: ЛЕНАНД, 2014, с. 111
[5] Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/ (дата обращения: 24.11.2016г.).
[6] Козлова О.Д., Киндеркнехт А.С. Феномен клипового мышления: между стереотипом и ризомой. . [Электронный ресурс] Режим доступа:   http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1874&Itemid=52 (дата обращения: 24.05.2018г.).
[7] 15.03.2018 – О комментарии Посольства России в БиГ ИА «СРНА». [Электронный ресурс] Режим доступа:     http://www.sarajevo.mid.ru/news/news_ru_160.html (дата обращения: 25.03.2018г.).
[8] https://inosmi.ru/politic/20170809/240006242.html
[9] Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / Отв. Ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. – М.: ЛЕНАНД, 2014, с. 94