Зарница

 

«Зарница» сотню лет назад

Интересная штука: при разговорах о том, что «Зарница» должна бы способствовать воспитанию в детях, отроках и юношах патриотизма, да и просто при назывании «Зарницы» военно-патриотической игрой собеседники или слушатели «уму либерального» стыдливо отводят глаза, будто что скабрезное ляпнуто. Наиболее просвещенные и готовые вступить в полемику припоминают фразу «Патриотизм — последнее прибежище негодяев», якобы произнесённый доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 года и после опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона в 1791 году. Одна незадача: автор выражения «Patriotism is the last refuge of a scoundrel», то есть «патриотизм последнее спасение (которое может оправдать) негодяя» — английский историк литературы Сэмюэль Джонсон, этой фразой хотел подчеркнуть благородство патриотизма. Давным-давно, в 1774-м, в статье «Патриот», которая имела подзаголовок «Обращение к избирателям Великобритании», Джонсон призывал своих читателей выбрать в английский парламент достойных людей, истинных защитников интересов своей страны, ибо «…ни один человек не может заслужить место в парламенте, если он не является патриотом. Никто другой не защитит наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия». А патриот — это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными побуждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами». А вот ту каку, что используют «чисто антилигентные» люди, на отечественную ниву припер Лев Николаевич Толствой, глыба и человечище. Так уж захотелось перевести.

Потому, уж извините, «Зарница» должна воспитывать патриотизм, ибо без него нет гражданина. А без граждан нет страны. Почва, из которой выросла военно-патриотическая игра «Зарница», уже немного вспахана: чуть-чуть рассказано об истории «Зарницы» и об ее предыстории – скаутском движении в России. Но это не все. Надо бы вспомнить о Союзе русского Сокольства и Российском Христианском Обществе Молодых Людей «Маяк». И, конечно, следует упомянуть движение «потешных».

«Класс военного строя»

«Отряды «потешных» были особенно интересны тем, что создавались в сельской местности из деревенской детворы. В названии не было ни малейшего уничижительного характера – прообразом отрядов были потешные полки Петра I, из которых выросли Семеновский и Преображенский полки. Движение «потешных» было инициировано инспектором народных училищ Бахмутского уезда  Екатеринославской губернии Антиохом Андреевичем Луцкевичем в 1908 году в Бахмуте для осуществления допризывной (да-да, всё то же) подготовка школьной молодежи, для чего и был организован первый отряд.

Дело в том, что 8 января 1908 года Государь Николай II высказал Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. Луцкевич начал исполнять волю Государя и весной 1909 года организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, который был составлен из детей беднейших семей. Организовать этот класс ему удалось во многом благодаря поддержке Екатеринославского губернатора А. М. Клингенберга. 5 мая 1909 года Государь повелел присвоить Бахмутскому классу военного строя наименование «Первый народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича», а 6 мая через военного министра повелел передать организатору класса Высочайшую благодарность: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение Мою мысль». 15 января 1910 года пришел вызов потешным на смотр к Августейшему Шефу и 22 мая 1910 года был проведен смотр потешным в Царском Селе. 24 февраля 1911 года состоялась Высочайшая аудиенция организатора потешных, на которой Государь повелел причислить его к военному ведомству. В результате ознакомления Николая II с работой инспектора отряд «потешных» получил наименование «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаевича». При полках и боевых кораблях появились новые отряды «потешных», которые периодически навещал император с наследником.

Газета «Русская речь» в апреле 1910 года, описывая занятия «потешных», упоминала, что «происходят  упражнения под открытым небом детей ежедневно от 7 до 9 часов утра и от 3 до 6 часов после обеда… под звуки детского оркестра, барабанов, при ружьях, флагах, знаменах. Дети  сознают серьезность и важность предстоящего им момента на Царском смотре, охотно являются и чрезвычайно точно, с великой бодростью и знергией проделывают всякие упражнения… какая масса любопытных-публики — сопровождают этот класс, который, разделившись по ротам и взводам и при своих ротных и взводных командирах-малышах, весьма серьезно и с сознанием грандиозности  дела, парадирует по улицам. Дети народа, дети улицы делаются серьезными, умными, лишаются возможности проводить время в праздности… Разве это не обновление России после урока на Манчжурских полях и при Цусиме?».

В 1910 году А.А. Луцкевич был приглашен в Царское Село для представления императору. В результате ознакомления Николая II с работой инспектора отряд «потешных» получил наименование «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаевича». При полках и боевых кораблях появились новые отряды «потешных», которые периодически навещал император с наследником.

Чем кончилось начинание? Либеральной (именно так) волокитой, доносами на Антиоха Андреевича, началом войны и революцией.

«Маяк»

Непременность почтительного отношения к Православной вере роднит скаутов и «потешных» еще с одной молодежной организацией России начала прошлого века — Российским Христианским Обществом Молодых Людей «Маяк». Общество было зарегистрировано в 1905 году в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан.

По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широчайшей поддержкой народа, ведь, не имея государственных дотаций, оно, располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями. Провозглашая целью своей работы, содействие молодежи «в достижении нравственного, умственного и физического развития», Общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в светской жизни. В работе Общества в качестве попечителей принимали участие лучшие русские философы того времени. При том, Общество само, будучи общественным, по форме и христианским по культуре, было вне политики. Благотворительные вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения — всем этим занималось Общество. Всем, кроме политики. Общество первым в экономической истории новой России стало выполнять роль молодёжной биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи «бюро для приискания занятий, определяющее и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов, писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков и приказчиков разных специальностей». Можно отметить, что работу предлагалось делать далеко не черновую. Все поступления финансов в Обществе были индивидуально-добровольные, мероприятия же — всеобще-бесплатные. Это вызывало особое уважение к рабочим сотрудникам Общества, число которых росло так же стремительно, как и число членов самого Общества. Подавляющая часть Общества работала на общественных началах – бесплатно. Обществу принадлежала также идея агитационных поездов и пароходов, — именно на них проводились просветительские чтения и благотворительные вечера, благодарность за проведение которых молодым христианам высказывал сам Патриарх Тихон: «Христианским Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздерживаясь от политики, содействовать культурно-просветительному и экономическому благобыту русских людей… В сочувствии всему, что может послужить на духовную и материальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершителям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у Господа Его помощи к успешному осуществлению его».

Мировая война стала первой серьезной поверкой для христианского общества «Маяк». Подъем патриотического настроения не мог не передаться молодым: молодые христиане развернули деятельность по созданию санитарных отрядов, госпитальных дружин, отделений международного Красного креста и много другого. И за такой работой, доказывая не на словах, а на деле верность Богу и Родине молодежное движение вошло в страшный водоворот революционных событий.

Взвейтесь «Соколы» орлами!

Международное движение соколов было задумано и организационно ещё в конце XIX века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем, который задумывал движение как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа.

Вообще-то первое русское гимнастическое общество с неофициальным названием «Сокол» было основано при активном участии В.А. Гиляровского еще в 1883 году в Москве. А.П. Чехов, кстати, тоже был членом сокольского движения. В 1887 году директор Первой Тифлисской гимназии Л.Л. Марков пригласил на должность инструктора по гимнастике чешского сокола Ю. Грумлика, работа которого нашла логическое продолжение в рамках образованного в 1900 году в Тифлисе первого общества с официальным названием «Русский сокол».

Российские соколы воспитывались на основе верности своему народу и соответственно своими задачами определяли:

а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости;

б) борьбу с их денационализацией;

в) создание кадра русских сокольских деятелей.

В короткое время русские соколы снискали себе доверие у народа, а их организация стала весьма популярной у русской молодёжи, это при том, что помимо Союза русского сокольства в России были и другие молодежные патриотические движения.

В 1901 году на проходившем в Праге всесокольском слете присутствовали представители русского педагогического персонала и делегаты гимнастических обществ. На последних сильное впечатление произвели «здоровые идеи и бодрая работа соколов». После слета последовали приглашения чешских соколов на гимнастическую работу в России. В стране одно за другим стали появляться гимнастические общества, работавшие по «сокольской» системе. Однако в связи с быстрым распространением движения по России возникла острая нехватка инструкторского состава. Частично данная проблема решалась организацией в Чехии курсов для инструкторов, но развитие движения тормозилось его полулегальным статусом на территории России.

С приходом П.А. Столыпина развитие русского сокольства вышло на новый уровень. Русско-японская война и революция 1905 года привели к упадку духа населения, подверженного влиянию революционных идей, и движение соколов, пропагандировавшее физическое и нравственное развитие личности, выглядело весьма уместным. В конце 1907 г. сокольство получило государственное благословение, в его ряды торжественно вступили Петр Аркадьевич Столыпин и его сын Аркадий.

В 1908 – 1914 гг. возникли новые сокольские общества: в Москве, Каменец-Подольске, Екатеринославе, Егорьевске, Харькове (1908), Чернигове, Полтаве (1909), Воронеже, Орле, Новороссийске, Таганроге, Сычеве, Новочеркасске (1910).

Первыми формами русской молодёжи были объединения русских соколов в 1909 году, получивших всенародное призвание, государственную регистрацию, своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением. Организации русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославле, Орле, Воронеже, Новороссийске, Полтаве, Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах.

В 1910 году был образован Союз русского сокольства во главе со старостой А.С. Гижицким и принят первый устав единой организации.

В 1912 году был проведён первый Всеславянский слёт, в котором участвовало более тридцати тысяч соколов со всех стран. Русские соколы в составе 617 человек приняли участие в этом самом массовом всесокольском слете, превратившимся в «манифестацию всего славянства».

Кроме того, Союз Русского Сокольства в 1912 году был включён в Международный Союз Славянского сокольства.

К началу Первой Мировой войны Союз Русского Сокольства объединял уже 36 обществ. Начало боевых действий останавливает сокольскую работу – большинство соколов уходит на фронт.

После Октябрьской революции 1917 года Союз Русского Сокольства распался. Многие соколы были не согласны с новой властью, а власть была «очень против» соколов. Часть соколов эмигрировали. Но возникли русские Сокольские общества в эмиграции – в Югославии, Франции, США. К 1930-м годам Сокольские общества в мире насчитывали более полумиллиона членов. Продолжался бурный рост Русского Сокольства в зарубежье: основаны общества в Буэнос-Айресе, Париже, Нью-Йорке. К 1935 году Русское Сокольство насчитывало уже около 50 обществ и гнёзд по всему земному шару.

Начавшаяся Вторая Мировая война останавливает деятельность сокольских обществ в Европе. Соколы уходят на фронт против гитлеровцев. Во время немецкой оккупации движение было запрещено. Немцы пытались разрушить  организацию, как общество, объединявшее славян для сопротивления.

Не разрушили. Возрожден Союз Русских Соколов, еще в 1991-м. Возрождено движение скаутов. Возрождается «Зарница», настоящая, как школа навыков и умений. Возрождаются и принципы, по которым живут эти движения. Вот они, вперемешку:

— исполнять свой долг перед Богом и Родиной;

— любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России;

— воспитывать гражданскую сознательности и патриотизм;

— обучаться прикладным (практическим) навыкам военного и походного дела;

— оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам;

— быть всегда правдивыми и верными данному слову;

— быть другом животных;

— воспитывать командный дух, атмосферу взаимовыручки и товарищества;

— готовить себя к предстоящей службе в армии.

— заниматься физическим и духовным воспитание русских людей и поддержанием в них бодрости;

— быть веселым и никогда не падать духом;

— быть вежливым и аккуратным;

Что-то из этого уже не нужно? Или наоборот, чего-то из этого (или всего?) позарез не хватает в нашей жизни? Так, может, пусть все это будет хотя бы у тех, кто сейчас еще растет? Потому что скауты и «Зарница» — это не милитаризм. Это умение дружить и работать вместе. Это народ и страна.