Монастырский Круг

Анна Комарова. Январь 2015

Паломничество. Зачастую сегодня под паломничеством подразумевается поездка в дальние страны, такие как Израиль, Италия и т.п. На самом же деле отправиться в паломничество можно и по России.

Паломничество по России вносит значительный вклад в развитие русского человека. Такие поездки обогащают духовный мир и расширяют  знания по истории и культуре того или иного края России. Из этих родных уголков создается само величие России, ее богатая культура, духовные традиции и история. Поэтому так важно, чтобы память об этом была у каждого из нас.

Проезжая по России и посещая ту или иную обитель, мы невольно соприкасаемся с историей и традициями той или иной территории и России в целом.

Как писал ранее Д.С. Лихачев: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают …Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».

Интерес к паломничеству по России уходит в далекие времена, в последнее десятилетие отмечается возросший интерес к нему. Это связано с подъемом самосознания, признания авторитета православных ценностей, возрастающим интересом к проблемам  истории  Отечества. Посещение святынь родного края восстанавливает «связь времен» и дает возможность увидеть и осознать, наследниками каких великих и славных традиций мы являемся.

При этом, отправляясь в паломничество, следует учитывать, что многие святыни утрачены либо находятся на этапе возрождения.

К 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч церквей и 1253 монастыря. За время советской власти были разрушены десятки тысяч храмов. Точное количество взорванных или разобранных (а не, к примеру, переделанных в склады) церквей до сих пор неизвестно. К 1991 году в России оставалось около 7,5 тысяч церквей и 16 монастырей. За 25 лет религиозного возрождения Русской православной церковью в России и по всему миру было построено 25 тысяч новых храмов. Это значит — строилась тысяча храмов в год, или три храма в день.

Не стала в этом исключением и Саратовская земля, по которой совершено паломничество «Монастырский круг». До Октябрьской революции в Саратове имелось порядка пятидесяти храмов, часовен и монастырей (во всей  Саратовской  епархии более тысячи). Большая часть была в советские годы  разрушена.  Саратовский  регион был неофициально назначен показательным в рамках богоборческой кампании 1920-х и 1930-х годов, в результате чего были утрачены уникальные храмовые здания, являвшиеся бы в современной терминологии памятниками архитектуры и истории областного и государственного значения. Сохранившиеся православные  храмы  были восстановлены в 1990-х годах, строительство новых культовых сооружений разных конфессий активно ведётся с начала 2000-х.

С учетом этих реалий паломничество Ночных Волков и Русских Мотоциклистов по святым историческим местам саратовской земли со 2 по 4 января 2015 года поставило себе цель не только получить новые знания об историческом, духовном и культурном наследии Саратовского региона и его текущем состоянии, но и рассказать о нем и привлечь внимание всех любящих свою Малую Родину и ее святыни.

За три дня паломнической поездки путники преодолели 1 100 км по маршруту: Саратов — Базарный Карабулак — Хвалынск — Ивантеевка — Пугачев — Балаково — Ершов — Мокроус — Покровск — Саратов. «Монастырский Круг» совершен во Славу преподобного святого воина-схимонаха Александра Пересвета, совершившего подвиг во имя земли Русской. В дар монастырям и храмам, посещаемым паломниками, принесены лики Православных святых России и Балкан (св. апостол Андрей Первозванный, прп. Сергий Радонежский, икона Благоразумного Разбойника, икона Казанской Богоматери, св. Василий Острожский,  и др.), а ответные дары (икона апостолов Петра и Павла, икона прп. Иоанна Кронштадского, лик Архангела Михаила и др.) будут доставлены Православной братии России, Сербии, Белоруссии, Македонии, Черногории и другим регионам и странам, где бьется сердце Православного человека.

В ходе паломничества русские мотоциклисты посетили Свято-Сергиевский женский монастырь — Свято-Иоанновский женский монастырь — Вавилов Дол — Свято-Никольский женский монастырь — Иргизский Воскресенский мужской монастырь — Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского (р.п. Мокроус) — Свято-Троицкий кафедральный собор (г. Покровск).

Все храмы и обители, которые посетили паломники имеют богатую историю. Время строительства — XVIII -XIX вв. К сожалению, все они были закрыты в 20-30 годах XX века и большей частью разрушены. В настоящее время во многих церквях ведутся, а где-то уже звучат первые после десятилетий молчания колокола.

Финишировало Православное паломничество в Октябрьском (Игуменском ущелье) города Саратова, где по легендам находился монастырь или монашеские скиты. Много подтверждений есть этому, но конкретных данных о присутствии обители на этом месте нет. В Игуменском ущелье будет установлен камень, на котором будет стоят волк, защищающий Православный Крест и надписью: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». (Лука 15:7). Это маленькая копия скульптурной композиции, стоящая на въезде в Московский Байк-Центр и возможно, с Господней помощью, тайна Игуменского ущелья станет известной…

Посещая в ходе паломничества строящиеся и восстанавливаемые храмы, русские мотоциклисты привлекают внимание русского человека к восстановлению и участию в восстановлении разрушенных святынь. Сегодня всё чаще общество возвращается к тому, что без возрождения ранее утраченных духовных ценностей не возможно построить стабильное, сильное государство. Да и само возведение каждого православного храма — процесс сотворчества человека Богу. В церковном строительстве соединяются молитва, деятельные усилия многих  людей и промыслительное действие воли  и благодати Божией. Самым высоким призванием человека в нашей нынешней, земной жизни является умное делание — молитва. Из видимых же дел человека ведущим является созидание Дома молитвы — храма Божьего. «Нам надо восстановить все разрушенные храмы… даже те, которые находятся в безлюдных деревнях. Как только там начнет функционировать храм, появится жизненное пространство, и люди туда обязательно вернутся. Люди вернутся к своим истокам… и это, конечно же, улучшит их жизнь» (Е. Савченко).

Помимо восстановления духовно-нравственных основ поездки по святым местам, проводимые русскими мотоциклистами, это еще и возрождение паломничества, как ремесла. Согласно историческим данным Русь присоединилась к паломническому движению в XI – XII вв., когда оно как церковное и общественное явление христианского мира уже давно сформировалось. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни. Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь — центр духовной жизни всего края. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Паломничество, как и все внешние формы религиозной деятельности, было почти полностью прервано в период Советской власти. С начала 90-х годов традиции паломничества начинают активно возрождаться.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до XVIII века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Паломнические поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению участников. Ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Подтверждение этому мы находим в словах, одного из участников «Монастырского круга», президента «Ночных Волков» Саратова Вадима Строгова: «Паломничество не несет каких-либо материальных плодов, и сложно передать, что от этого получает человек. Это не вода и не пища, которые утоляют жажду, и не одежда, побеждающая холод. Оно ведет к духовному самосовершенствованию. По возвращении из святых мест я испытываю удовлетворение и гармонию. Паломничество меняет людей, каждого по-разному, и всех в лучшую сторону».