Москва — духовный центр Столицы

Екатерина Москвина

В библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова прошла молодежная беседа «Москва – духовный центр России»

15 декабря в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова состоялась молодежная встреча-беседа на тему «Москва – духовный центр России». Беседа стала первым мероприятием в рамках проекта «Память о лучших сынах Московии», реализуемого Русскими Мотоциклистами и направленного на популяризацию культурно-исторического наследия Москвы среди молодежи. Проект включает в себя серию паломнических и экскурсионных авто- и мотопробегов по значимым культурно-историческим и духовным местам Москвы и серию бесед «Азбука веры», в ходе которых священнослужители расскажут молодым людям о православных святынях столицы и ответят на волнующие молодежь вопросы.

Встреча началась с экскурсии по библиотеке, которую провела главный библиотекарь Светлана Игоревна Дмитриева.

Старинный особняк, в котором ныне располагается библиотека, был построен в 1878 году. На втором этаже находилась мастерская русского живописца и мецената, внука А. Н. Радищева — Алексея Петровича Боголюбова. На первом этаже проживал его брат Николай Петрович с супругой. В 1882 году особняк обрел нового владельца в лице близкого друга Алексея Петровича — Н. С. Третьякова. В начале 90-х гг. XIX века у дома проявилась парадная каменная пристройка.

После революции особняк был национализирован. В 1919 году в особняке Третьяковых открылась библиотека им. И.З. Сурикова. Примечательно, что в годы Великой Отечественной Войны библиотека оставалась действующей. В год 170-летия со дня рождения А.П. Боголюбова в библиотеке был создан «Общественный центр культуры и творчества» имени художника. В 1996 году библиотеке, годом ранее преобразованной в библиотеку искусств, было присвоено имя А.П. Боголюбова. В ходе реставрационных работ на месте деревянного особняка было сооружено новое четырехэтажное каменное здание, примыкающее вплотную к парадной пристройке Третьяковых.

Алексей Петрович Боголюбов (1824 — 1896), чье имя носит библиотека, учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, служил на флоте. Еще будучи кадетом, он начал заниматься живописью и в 1849 году поступил в Академию художеств.

Работы Алексея Петровича Боголюбова можно увидеть в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и, главным образом, в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева.

Иерей Иннокентий Семенов, клирик храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке, рассказал присутствующем об столицы и роли великого князя Иоанна Даниловича Калиты в становлении Москвы духовным центром России.

Иоанн Калита (1283 — 1340) – собиратель российского государства, сделавший шаг на пути духовного возрастания. Иоанн калита поддерживал все начинания Церкви. Свое прозвище («Калита» — старинное русское название денежной сумки, мешка, кошеля) князь получил потому, что всегда носил с собой маленький кошелек и помогал нищим. Его отношение к Богу и людям определило то, как он строил свое государство.

Иоанн воспитывался своим отцом, князем Даниилом Московским, в строгости. С детских лет мальчик проводил много времени за чтением, в том числе святоотеческой литературы, Священного Писания. Любимой книгой Иоанна была книга пророка Даниила.

Духовным наставником Иоанна Даниловича был святитель Петр, будущий основатель знаменитого Высоко-Петровского монастыря в Москве. Общение со святителем Петром оказало большое влияние на личность князя Иоанна Данииловича и потому необходимо несколько слов сказать о жизненном пути и служении святителя.

Будущий митрополит всея Руси родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье бояр. Отроку сперва с трудом давалась грамота, и он слезно молился Господу о даровании ему разумения Писания. И однажды мальчику во сне было видение мужа в святительском одеянии, который прикоснулся к устам Петра. С тех пор отрок стал опережать своих сверстников в учебе. К слову, это обстоятельство в некотором смысле роднит святителя с Игуменом земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, из жития которого мы также знаем о том, как юному Варфоломею (имя преподобного при Крещении) тяжело давалась учеба, но по искреннему желанию к разумению Слова Божия, отроку была явлена помощь Всевышнего.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания, и после искуса был рукоположен в сан иеромонаха. Спустя годы подвизания в монастыре о. Петр испросил благословение и ушел в уединенное место на берегу реки Раты, где вокруг его кельи вскоре образовалась новая обитель. После кончины митрополита Максима новым митрополитом был избран святитель Петр. Связано это было с чудом, явленным от иконы Божией Матери, написанной святителей еще во время его игуменства в обители на р. Рате и дарованной им митрополиту Максиму.

Путь святителя Петра был непростой. Ему предстояло многое испытать на своем пастырском пути. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек игумен Геронтий, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит».

На время правления Иоанна Калиты пришелся сложный период в духовной сфере. Русь находилась под гнетом татаро-монгол, и вместе с тем на Русь проникало несторианство. В 1310-х гг. еретическое учение стал проповедовать новгородский протопоп Вавила, критиковал церковные уставы и обычаи. К нему пристали «мнозии от причта церковна и мирян». Сторону Вавилы принял тверской епископ Андрей. Митрополит Петр созвал поместный собор, и в ходе прений его вторично поддержал Иван Калита. Петр «помосчию и заступлением князя Ивана Даниловича преодоле и проклят того еретика» (Вавилу), «а сам иде по градам, поучая право верити, и укроти молву, а смущение диаволе прогна».

Потребность в некоем духовном центре особенно ощущалась.

Когда в 1325 году Иван Калита стал во главе Московского княжества, он первым делом перевел из Владимира резиденцию митрополита. Москва стала духовной столицей Руси, а первым московским митрополитом стал Петр.

«Дружба князя Иоанна с митрополитом Петром, можно сказать, заложила фундамент Святой Руси», — сказал о. Иннокентий

В Москве с собора Успения Божией Матери (1326 г.) начинается строительство церквей из белого камня. Митрополит Петр убеждал великого князя: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами…». Святитель Петр собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре Успенского храма, где и был похоронен после своей кончины 21 декабря по старому стилю 1326 года. Святитель стал тем Петром, тем камнем, на котором был выстроен храм. В 1339 году святитель Петр был причислен к лику святых. У его гроба совершались и совершаются многие чудеса.

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: «А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени – Предстоятели Русской Православной Церкви – местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси». Также князь Иоанн Калита построил в Москве собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника, перестроил деревянный Кремль Юрия Долгорукого.

Перед смертью великий князь Иоанн Калита принял иноческий постриг с именем Анания и последние дни своей земной жизни провел в монастыре в посте и молитве. Великий князь погребен в Архангельском соборе на Соборной площади в Москве.

Беседу продолжил историк Игорь Рыжов, который рассказал о противоречиях в оценке личности Иоанна Калиты и о роли великого князя как собирателя Руси. В сведениях современники великого князя нет негативных свидетельств о князе. Наоборот, летописцы характеризовали его как милостивого и милосердного правителя, оберегавшего русскую землю и радеющего за вверенный ему Богом народ. Критика стала появляться в намного более поздних источниках, в которых в целом все, что связано с величием нашего государства, представлено крайне болезненно и искажено.

С вступления на княжеский престол Иоанна Даниловича начались так называемые 40 лет тишины. Залогом тишины стало обещание хану Узбеку, что он сам будет собирать дань со всей русской земли и что больше не нужны бесчинствующие баскаки. В результате прекратились набеги со стороны Орды.

«Бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и насилия татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земле» — сообщает летопись.

Иоанн Калита положил начало еще одной благочестивой христианской традиции. Ранее на Руси детям нарекали два имени: древнерусское и христианское. Великий князь Иоанн Даниилович каждому из своих детей дал только одно имя – христианское. Также ранее стремились детям из княжеского рода дать имя в честь святых воинов – Георгия Победоносца и других. Князь же Иоанн всех своих сыновей назвал в честь святых монахов.

Иоанн Калите начал постепенно собирать земли вокруг Москвы. Для обнищавших жителей иных княжеств Калита предоставил возможность переселиться в Московское и поправить благосостояние. Князь выделил им пустующие участки, в том числе мало заселенную лесную область Радонеж, «льготу людем многу дарова, и ослабу обещася тако же велику дати». Там в Радонежскую земли переселись благочестивые Кирилл и Мария – родители будущего Игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, основавшего православную жемчужину Московии Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия 2 князь Иван Калита был причислен к лику святых в чине благоверного.

Лекция-беседа стала первым мероприятием в рамках проекта «Память о лучших сынах Московии». 5-6 января в Москве пройдет экскурсия-паломничество по местам, связанным с великим князем Иоанном Калитой. Участники мероприятия познакомятся с житием Московского князя Ивана I Даниловича Калиты, узнают его роль и итоги правления для Москвы и Руси, а также посетят памятные места, связанные с жизнью Ивана Даниловича и его современников (митрополит Петр, митрополит Феогност, тысяцкий Протасий): Московский Кремль, Свято-Данилов монастырь, Высоко-Петровский монастырь, Третьяковская галерея, Храм Христа Спасителя.