Церковь и молодежь

Церковь и молодежь: зачем они друг другу? 

Церковь и молодежь — тема, вызывающая живой интерес в самых разных кругах. Может ли современная Церковь что-то предложить молодежи, чем-то ее по-настоящему заинтересовать? Православная молодежь — что это? Миф, придуманный церковной пропагандой, узкая группа маргиналов, или, напротив, мощное движение, что-то вроде нового комсомола? Попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вопрос, который невольно возникает, когда обращаешься к этой теме: «А был ли мальчик?» Есть ли предмет обсуждения? Понятно, что периодически какие-то лица подросткового возраста и чуть старше забредают в храмы. Понятно, что перед экзаменами школьники и студенты бегают ставить свечки — наравне с соблюдением великого множества других ритуалов, как то: спанье на учебниках и вызывание «халявы» с помощью форточки и зачетки. Очевидно, что у священников и церковных работников тоже бывают дети, и притом в немалом количестве, и для них, наверное, организуются свои лагеря, воскресные школы и т.п.

Но все-же этого как-то маловато, чтобы можно было говорить о наличии конструктивного диалога Церкви как института с российской молодежью и даже о существовании такого явления, как православная молодежь.

Тем не менее, Православная молодежь действительно существует, это не миф и не фикция. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто узнать в интернете адреса Православных молодежных организаций, наведаться туда и пообщаться бы с парой-тройкой завсегдатаев. Тогда станут понятны некоторые вещи.

В частности, то, что это отнюдь не новый комсомол, куда ходят стройными рядами, распевая хвалебные песни горячо любимому Патриарху и Синоду. Возможно, некоторые церковные, а также светские чиновники и лелеют в глубине души такую мечту — но до этого пока не дошло и едва ли дойдет. Не дойдет по той простой причине, что самой молодежи такой «правсомол» будет не интересен. Как правило, православные молодежные организации, насчитывающие от нескольких до нескольких тысяч участников, создаются не «сверху», а «снизу». То есть сама молодежь ищет пути и возможности объединиться и найти близких по духу людей.

Что же это за люди? Как ни странно, среди них не так уж и много «дэвээров», т. е. детей верующих родителей. Это ироничное словцо, невесть когда и как появившееся в современном церковном (и отнюдь не только православном) лексиконе, говорит само за себя. Существует заметное отличие между внутренней культурой кружков, созданных православными родителями для своих детей с целью удержания последних «в лоне Церкви», и сообществ, как правило, неформальных, сложившихся вокруг молодых людей, ищущих истину и ответы на вечные вопросы.

Было бы любопытно и весьма поучительно составить схему, отражающую ожидания разных групп, по примеру картинок: как себя вижу я, как меня видят мои друзья, как меня видит правительство, как на самом деле и т.п.

Светская и не стремящаяся к религии молодежь ждет от Церкви, что она будет критиковать действующую власть, при этом загадочным образом не лезть ни в свои дела, все разрешать, поощрять и никого не осуждать (конечно, же власть можно). В общем, от Церкви ждут оправдания любого греха, если его совершил я, и осуждения любого действия тех, кто по какой-то причине мне неприятен.

Церковные политики ожидают от светской молодежи, что она перестанет быть таковой (то есть светской) и начнет активно ходить в храмы, активно включится в церковную жизнь, в том числе экономическую, и будет активно поддерживать церковную власть.

Не верующие, но положительно относящиеся к религии родители ждут от Церкви, что она за них сделает их работу. То есть воспитает их высоконравственными честными людьми, не увлекающимися наркотиками алкоголем и исповедующими семейные ценности. Церковные проповедники часто именно такой сценарий и обещают, при этом нередко веря, что у них все получится.

Ожидания властей от Церкви в плане молодежной политики удивительно совпадают с ожиданиями светских родителей. То есть Церковь должна делать работу государства: развивать патриотизм, укреплять семью и, конечно, всемерно поддерживать авторитет самой власти.

Верующие родители ждут от Церкви в итоге одного: что она спасет души их детей. При этом нередко забывая, что спасение человека уже совершено Богом раз и навсегда, а принятие этого спасения зависит только от самого человека. И вообще, что невольник — не богомольник. Об этом родителям часто вынуждены напоминать сами дети.

Дети верующих родителей, положительно относящиеся к вере отцов, ищут в Церкви общество сверстников. То есть в первую очередь — среду, к которой они привыкли и которая поможет им сохранить свою идентичность перед лицом «мира сего». Но многие из них все-таки не прочь проникнуться влиянием «мира», а в церковь ходят больше по привычке и ради общения. Это если родители не отбили им всякое желание иметь с Церковью хоть что-то общее.

Патриотически настроенная молодежь ждет от Церкви, что она станет силой, способной сплотить народ, отучить его пить и повести за собой в светлое будущее. Церковь в лице своих руководителей теоретически очень даже и не против, но только кто ж ей даст? Руководители как Церкви, так и государства это очень хорошо понимают. Так что люди, желающие видеть в Церкви политическую «светлую силу», нередко уходят разочарованными.

Тем не менее, в соответствии с ожиданиями различных групп внутри Церкви и на ее периферии возникают самые разнообразные организации. Особенно популярным является патриотическое направление, разного рода военно-спортивные лагеря и прочие мероприятия, на которых молодежь получает возможность активного отдыха, общения, закаляет тело и дух. Всё это приправлено православной риторикой и часто происходит непосредственно по инициативе Церкви.

Однако существует и еще одна группа молодежи. Эти молодые люди ищут в Церкви то, что она действительно может дать, и что в ней умудрялись находить на протяжении всех веков ее существования. Они не пытаются увидеть в Церкви то, чем она по природе своей не является и являться не должна: ни идеологический придаток государства, ни клуб знакомств, ни форму организации досуга. Наверное, благодаря этим людям, которые приходят в Церковь и становятся ее частью, а по сути — становятся ей самой, Церковь и существует как уникальное и самобытное явление.

Даже если смотреть с чисто светской точки зрения, христианская Церковь (а в России это в первую очередь Православие), как и любая мировая духовная традиция, накопила огромный потенциал ответов на главные вопросы человека. Почему все так, а не иначе, зачем это все? Что такое наш мир? Зачем живет человек? Что такое хорошо и что такое плохо? Есть ли у всего это смысл и цель, и если есть, то какие они? Кто такой человек? Кто такой Бог?

Не секрет, что у молодых, в пору переоценки ценностей, в пору бунта против стереотипов эти вопросы встают особенно остро. И одной из самых древних и глубоких мировых духовных традиций действительно есть что рассказать. Есть что ответить на возражения, есть над чем предложить подумать. Глубину этих ответов не всегда просто увидеть за ширмой привычных идеологических клише, возведенных совместными усилиями светских и церковных политиков. Но молодежь умеет искать. Многие успокаиваются, находят для себя простые ответы. Но люди неспокойные, «желающие странного» никогда не переводились.

Приходя в Церковь, они не только берут из ее сокровищницы, но и привносят туда свой личный опыт поиска, ошибок и открытий. Именно благодаря им происходит чудо: древняя традиция остается вечно молодой.