Православное мировоззрение

Православное мировоззрение: отношение к вере.

Разноречивый характер умонастроений россиян в вопросе отношения к вере диктует необходимость определения критериального ряда этого отношения. Та небольшая часть исследователей, которая занята изучением проблем духовности, пока не может выбраться из противоречий, заданных оценками россиян.  В самом необходимом минимуме критериальный ряд отношения к вере, который дает возможность определить место человека на пути восприятия православного мировоззрения, включает в себя:

1) отношение к исповеданию Православной веры,

 

2) отношение к молитве,

 

3) отношение к посещению храма.

 

Данные критерии измеряемы эмпирически (то есть в процессе исследований) и изначально определяют, направлен ли человек к духовному возрастанию, или помыслы его всецело посвящены мирским хлопотам.  В Писании распространен образ двух путей человеческого бытия – «пути жизни и пути смерти». Пророк Моисей говорил об этих двух путях: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор.30.19-20). Весьма часто образ двух путей встречается в раннехристианской литературе. У апостола Варнавы упоминаются: «Два пути учения и власти, один – света, другой – тьмы. Но велико различие между этими двумя путями. На одном поставлены светоносные ангелы Божии, на другом ангелы сатаны. Бог есть Господь от веков и в век века; сатана есть начальник времени беззакония» (Гл.18) . Блаженный Августин приводит сходный образ – образ двух градов: Божьего и сатанинского. Однако если жизнь Церкви ни для кого не является секретом, ибо «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5,14), то процессы, происходящие во враждебном по отношению к Церкви стане, не столь очевидны, недаром апостол Павел намекал на «тайну беззакония» (2 Фес.2,7).

Каждый человек стоит на перепутье и выбирает один из двух путей, один из двух градов. Согласно мысли преподобного Серафима Саровского, «в нас действуют три воли: первая Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная воля, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская – вполне пагубная. И вот эта-то третья вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая – собственно воля наша научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего».

Таким образом, Главной целью жизни человека на земле является достижение им Царствия Небесного, зависящее от Бога и от самого человека. Однако проблемой исследования процесса достижения Главной цели является многообразие и разноплановость измеряемых индикаторов процесса постижения Истины и жизни по Истине. Бытие же человека в соответствии с принятой или принимаемой им Истиной еще более многопланово и противоречиво, ибо разно проявляют себя, по Серафиму Саровскому, действующие в нем «три воли».

Отношение к исповеданию Православной веры

Первый важный шаг, который делает человек, на пути к Истине, — причисляет себя к числу исповедующих православную веру. Так, семеро из каждых десяти взрослых россиян причисляют себя к православным:

Данный эмпирический индикатор – самооценка, но, согласно эту индикатору из каждых ста жителей России 70 человек заявляют о себе, как о людях, исповедующих православную веру, а 20 человек декларируют свое неверие.

Но не может человек быть православным христианином без принятия таинства Крещения. Ведь плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15; 10).

Однако принявших обряд крещения россиян больше, чем считающих себя православными. Соответственно, не все россияне, принявшие крещение (еще принимали крещение около 1% католиков), причисляют себя к православию. Таким образом, не считая католиков, среди атеистов, неверующих россиян и представителей других религий есть 9% взрослых россиян, принявших крещение и знающих об этом.

Отношение к молитве

К членам Русской Православной Церкви относят себя семеро из каждых десяти взрослых россиян. Ожидаемо, что эти люди понимают: спасительное значение веры непреложно. Но, как писал в «Пастырском богословии с аскетикой» епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов): «В порядке духовной жизни за верою первое место занимает молитва. Современная зарождению веры, она сопровождает возрастание веры и ему содействует. Так как высшей степенью молитвы завершается наивысший расцвет веры, то молитву можно считать совпадающей с верой в моментах роста». А по слову протоиерея Валентина Свенцицкого: «Человек молящийся и не молящийся — это люди двух разных миров».

Каково же отношение россиян к молитве? Во-первых, отношение к молитве немедленно корректирует долю неверующих россиян: их уже не 20, а 21%. Однако еще 18% взрослых россиян заявили, что никогда не молятся.

«Рациональные оправдания» нерадения в молитве подлежат исследованию, но в отношении важности молитвы православных христиан митрополит Филарет (Вознесенский) писал в «Глаголах жизни вечной»: «Мы с вами слышали повествование о том, как Господь наш Иисус Христос посетил дом Марфы и сестры ее Марии. Известно, как хлопотала Марфа, усердная и радушная хозяйка, чтобы принять как должно и угостить как должно Того драгоценного Святейшего Гостя, Который благоволил войти под ее кров. Никто не может поставить в укор Марфе ее гостеприимство, радушие, ибо какая бы хозяйка не хотела как должно принять Гостя? Но ошибка Марфы была в том, что, хлопоча и заботясь по хозяйству, она решила, что это — главное. Когда она увидела, что сестра ее никакого участия в ее трудах не принимает, а только сидит у ног Божественного Гостя и слушает Его слово, в то время как она в своих хлопотах забегалась окончательно, — она возмутилась и даже с полуупреком сказала Спасителю: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?» («Едину мя остави служити»). И дальше прямо требует от Него содействия, говоря: «Рцы убо ей, да ми поможет» (Лк 10, 40).

Известен ответ ей Спасителя, Который мягко и вместе с тем категорически отстранил ее требование; сначала Он указал ей на то, что она слишком много хлопочет, а нужно — одно, а потом прямо ответил на ее требование: «Мариа же благую часть избра (не ты, Марфа, а Мария), яже не отимется от нея» (Лк 10, 42). В этих словах Спасителя, конечно, есть и намек самой Марфе на то, что не мешало бы ей окончить поскорее эти хлопоты и сделать то же, что сделала Мария, — послушать вечные глаголы Божественной правды.

Здесь установлен определенный принцип, что духовное выше материального. По этому принципу все, что касается Церкви и церковности, важнее всего.

Ныне, к сожалению, сплошь и рядом бывает не так. Даже многие верующие люди все церковное отводят куда-то на задний план, не посещая храм потому, что «некогда было». То есть, от Господа Спасителя, Который к нам приближается в Своих церковных молитвословиях, в жизни церковной, а наипаче — в причащении Святых Таин, мы отстраняемся, потому что нам «времени нет»…

Многие ли из современных россиян, полагающих себя православными христианами, помнят, что духовное выше материального и что все, что касается Церкви, что к Церкви относится, имеет первостепенную важность. Мелочей тут нет и быть не может. Церковь есть Дом Божий. И все, что находится в Церкви, принадлежит, прежде всего, ее Святейшему и Божественному Хозяину и Владельцу — Господу Богу, Владыке всего существующего, и поэтому в Церкви — все важно.

Так же должно быть и в личной, частной жизни человека. Много ли, мало ли человек молится, он должен помнить, что минуты молитвы — главные минуты в жизни и никоим образом нельзя это время, эти минуты занимать чем-то другим. И только тогда, когда человек все церковное, все к Богу и к Церкви относящееся будет ставить на первое место, только тогда он сможет жить и действовать как истинное чадо Церкви, как настоящий православный христианин, и только тогда у него, как говорил отец Иоанн Кронштадтский, «все встанет на свое должное место».

Впрочем, приведенные выше данные об отношении к молитве касались россиян в целом. А каково отношение к молитве россиян, считающих себя верующими? Так, взрослые жители России, причисляющие себя к Русской Православной Церкви, определяют свое отношение к молитве следующим образом: увы, почти четверть взрослых россиян, считающих себя православными, не молятся, а около трети «православных по самооценке» молятся редко. Утверждают, что молятся постоянно, лишь 5% православных россиян, а утреннее и вечернее молитвенное правило («молюсь утром и вечером») соблюдают только 7% взрослых православных россиян.

Безусловно, в силу того, что в данном рассмотрении группа православных россиян представлена полностью (100%), а среди россиян в целом есть еще группа не верующих, не представленная на графике, тенденции в группе православных выражены сильнее. Но если не молящихся россиян в целом – 18%, а не молящихся россиян, причисляющих себя к православию, 23% (разница – 5%), то различия в группах россиян в целом и россиян, молящихся постоянно, минимальны (1-2%). А ведь не верующими считает себя пятая часть взрослых россиян.

 Отношение к посещению храма

70% взрослых россиян по самооценке причисляют себя к православию. Следовательно, в первую очередь к ним обращены слова Святителя Феофана Затворника в «Наставлениях в духовной жизни»: «Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она — Дом Божий истинный… хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему… Для воспитания молитвы лучше всего ходить в церковь. Дома леность одолевает, а там лености нет места, ибо что же иначе делать, как не молиться». (Вып. 2, пас. 256, стр. 92-93)

Насколько же часто посещают храм современные россияне? Отношение взрослых жителей России к посещению храма выглядит следующим образом: около половины взрослых россиян вовсе не посещают храмы. Еще более 40% жителей России бывают в храмах крайне редко. Безусловно, в числе 47% россиян, не бывающих в храме, есть и неверующие россияне, — пятая часть населения России. Достаточно часто – то есть ежедневно, несколько раз в неделю и еженедельно в храмах бывают лишь 7% взрослых россиян. Впрочем, эта картина для взрослого населения России в целом, хотя 70% этого населения считают себя православными. Взрослые россияне, считающие себя православными, посещают храм следующим образом: треть взрослых россиян, считающих себя православными, в храме не бывает совсем. Еще более половины россиян, считающих себя православными (причисляющих себя к православию, принявших Крещение) бывают в храме «редко», то есть реже, чем на двунадесятые праздники. Ежедневно, несколько раз в неделю и еженедельно посещают православные храмы лишь 8% взрослых православных россиян. Архимандрит Харлампий (Василопулос) в книге «Почему ты не в Церкви?» о чрезвычайной важности посещения православными церкви писал следующее: «Не слышал ли ты, как люди легкомысленные или враждебные Церкви, утверждают, что храмы – это выдумки попов для их собственной наживы? Нет ничего глупее этого! Тогда печи – выдумки пекарей, а гостиницы – измышления их хозяев, вода же – изобретение дельцов для добывания денег. Но, милый мой, если бы не было у нас необходимости в еде, питье, сне, то не пользовались бы мы пекарнями, колодцами и гостиницами. Если бы не было у нас необходимости ходить в храм, не строили бы люди церквей. Для удовлетворения нашей первой потребности и служат церкви. Необходимость посещения храмов была у людей всех времен и народов. В наше время стоит и продолжает строиться бесчисленное множество храмов. Повсюду видишь их купола, большие и малые, встречаешь монастыри и часовни. И все это в двух шагах от собственного дома. Почему? Потому что мы испытываем в них безусловную потребность. Они нам необходимы, как вода и воздух, сопровождающие нашу жизнь. Более того, как вода и воздух, в изобилии окружающие нас, являются основным условием нашего физического существования, так и многочисленные храмы, воздвигнутые в непосредственной близости от наших домов, являются основным источником жизненных сил человека.

Наша вера называется «православной», что значит право, то есть правильно славящая Бога. Даже враги нас так называют, соглашаются с тем, что мы правильно Его исповедуем. Правильность эта бережно охраняется от чужеродных влияний, от попыток примешать к Истине хотя бы капельку лжи. Твердое стояние в нашей вере досталось нам от предков, а они-то знали, что значит благодарить Бога, потому что сами ели от этих плодов и нам с тобой завещали.

Но кто же тогда те, которые не ходят в церковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, друг мой, и ноги, и все остальное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у животных, и гораздо крупнее, однако это не делает их людьми. Человека от животного можно отличить не столько по внешнему виду, сколько по тому, посещает ли он церковь. Если человек не ходит в церковь, то он уподобляется животному (не в обиду будет сказано). Сам подумай: всю неделю человек, как и животное, постоянно занят поиском пищи, работает, чтобы прокормить себя и семью. Спит он – спит и зверь. Ест он – ест и бессловесная тварь. Отдыхает – отдых нужен и четвероногому. Какая же разница? А разница видна в воскресенье. Человек идет в храм и там предстоит Богу, чего животное не делает. Тот, кто не ходит в церковь, забывает, что он – человек и опускается до животного образа жизни. Дичает, становится зверем. Он может ходить в галстуке и быть свежевыбритым, но сердце его – сердце зверя».

Таким образом, можно констатировать:

Православными считают себя 70% россиян в возрасте от 16 лет и старше. 10% россиян причисляют себя к иным религиям и иному исповеданию веры. 15% взрослых жителей России называют себя неверующими, а 5% — атеистами.

Крещеных россиян больше не только, чем православных, но и чем верующих в целом. Более десятой части крещеных – атеисты и неверующие.

Отношение россиян в целом к молитве корректирует отношение к вере. При оценке отношения к молитве доля неверующих россиян увеличивается с 20 до 21%. Еще 18% взрослых россиян заявляют, что никогда не молятся.

Не молятся никогда почти четверть взрослых россиян, считающих себя православными, а около трети «православных по самооценке» молятся редко. Утверждают, что молятся постоянно, лишь 5% православных россиян, а утреннее и вечернее молитвенное правило («молюсь утром и вечером») соблюдают только 7% взрослых православных россиян.

Около половины (47%) взрослых россиян в целом вовсе не посещают храмы. Еще более 40% жителей России бывают в храмах крайне редко. Достаточно часто – то есть ежедневно, несколько раз в неделю и еженедельно в храмах бывают лишь 7% взрослых россиян.

Треть взрослых россиян, считающих себя православными, в храме не бывает совсем. Еще более половины россиян, считающих себя православными (причисляющих себя к православию, принявших Крещение) бывают в храме «редко», то есть реже, чем на двунадесятые праздники. Ежедневно, несколько раз в неделю и еженедельно посещают православные храмы лишь 8% взрослых православных россиян.

Итак, 70% взрослых россиян по самооценке причисляют себя к православию. Не реже чем еженедельно бывают в храме и исполняют утреннее и вечернее молитвенное правило 7-8% взрослых россиян.

Вот такие факты…