Перспективы развития гражданского общества в России
Гражданское общество (ГО) строится не один год, а в некоторых случаях – и не один век. В современных условиях оно является залогом конкурентоспособных позиций страны, условием выживания, независимости народа. Устойчивость политической и экономической систем общества во многом зависят от качества положенных в их основу институтов и ценностей.
Тем не менее «форсированное строительство» гражданского общества чревато определенными трудностями. Проблема первая – где взять модели? Проблема вторая – откуда возникнут эффективные структуры ГО? Ведь не сами по себе?
В первом случае мы можем искать исторические аналогии традиции ГО вплоть до Новгородской феодальной республики и «вечевой демократии». Традиционалистский, постнеославянофильский подход будет рассматривать сам термин ГО и либеральную демократию – как чужеродный идеологический штамп, вброшенный «коварным» Западом в качестве идеологической диверсии. Элементы развитой (относительно своего исторического периода) демократии мы найдем в истории России практически во все периоды, особенно в Смутное время, когда «специалист органа местного самоуправления», староста Кузьма Минин и «отставной полковник органов безопасности» Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Однако все эти элементы пока не связаны в единую цепь преемственности. Важнейшая системная, идеологическая задача современного общества – провести синтез всей исторической традиции, показать, что история у России одна, не для «красных», не для «белых», не для «зеленых» или каких-либо еще «цветных».
Другой вариант – напрямую копировать модели и структуры из-за рубежа. Здесь сразу возникают трудности. Во-первых, чего хорошего может посоветовать твой геополитический конкурент? Тот, чье кино, мультфильмы смотрит зритель, чьи песни поет молодежь, чьи книги читает зрелое население обладает монопольным правом на трактовку исторических событий и на разработку вариантов будущего … за других.
Во-вторых, не обернется ли формальное копирование всего лишь имитацией бурной деятельности? «Симулякры», пустышки, прикрытые громкими лозунгами будут впустую проедать общественные ресурсы, создавая шумиху и иллюзию порядка.
Угроза последнего существует, тем более оценить эффективность создаваемых структур ГО объективно и беспристрастно можно только методом исторического сравнения и сопоставления, через пару десятков лет, как минимум.
Итак, просто так создать «эффективную структуру» невозможно. Ни путем копирования, ни путем искусственного компилирования из того, что есть. Этот тезис подтвердит специалист по теории управления. Сначала нужен проект, в данном случае – некоторое осознанное общественно-политическое действие, имеющее определенный результат, ограниченный во времени. Проект может быть удачным или нет – это определенная доля риска. Но удачный проект может стать не просто структурой, а системой – самоподдерживающейся, самодостаточной и саморазвивающейся.
Как определить стадию превращения «проекта в структуру»? Очень просто – прекратить внешнюю подкачку ресурсов. Если после определенного кризисного периода деятельность продолжилась, значит перед нами достаточно эффективная, гибкая структура. Если деньги закончились и – «всем спасибо, все свободны», значит, проект остался проектом. Говорить о том, что он «удачен» или «неудачен» здесь проблематично, тем более, если он выполнил первоначально заложенные цели и задачи.
Государственная поддержка структур ГО всегда приводила к созданию «стерильных условий», финансированию их имитационной деятельности по откатно-распилочному принципу. Это справедливо для США и Европы в том числе. Более эффективна поддержка ГО частными организациями. Однако в случае с Россией оказалось, что структуры ГО финансируют те самые «геополитические конкуренты». Поэтому выстраиваемое ими гражданское общество было от самого общества, мягко скажем, далеко. Где же выход? Где решение дилеммы «заимствования» и «сохранения идентичности»?
Неформальная практика и традиция общественной деятельности в позднем СССР и России может подсказать нужное направление. Но вначале определим существенные черты этого движения, актуальные для современного исторического периода развития России, позволяющие говорить о его жизнеспособности и развитии:
Движение должно охватывать, в том числе и неформальную часть российского общества, отражать, позитивные ценности некоторых субкультур (стремление к свободе, братству, товарищеские отношения, дружба между людьми разных культур и национальностей), способствовать консолидации и укреплению социальной солидарности участников, распространению позитивных ценностей. В то же самое время эти ценности должны подчеркивать единство России с общей европейской цивилизацией, отражать непосредственное влияние культур и включенность в общий культурно-исторический контекст.
Движение должно разделять общие ценности, свойственные для традиционных религий Российской Федерации. В то же время стремление следовать традициям своего народа, уважения его истории, должны сочетаться с общим инновационным настроем.
Движению необходимо обладать высокой энергетикой, здоровой агрессивностью, участники его – должны быть достаточно мобильными и энергичными сами по себе. Социальная платформа движения должна быть достаточно широкой, помимо молодежи, включать в себя людей разных поколений, выходцев из разных социальных слоев.
Участники (особенно – молодежь) в рамках данного движения должны приобщаться к полезному труду (преимущественно технической, конструкторской направленности), здоровому образу жизни, семейным ценностям.
Ниша, занимаемая движением, должна быть уникальной, не занятой ни одной из современных общественно-политических сил. Набор идеологических установок, лозунгов так же должен быть уникальным, с одной стороны, синтезирующим имеющиеся идеологические конструкции, но с другой стороны, представляющих их в новом формате.
Организационная схема движения должна носить сетевой, модульный характер быть гибкой и мобильной, ориентироваться не только на институциональные структуры, но и на социальные сети и, соответственно интегрироваться в информационное пространство Интернет.
Отчасти данной модели соответствуют «виртуальные сообщества» компьютерных игроков, но с ними возникает проблема в отношении «здорового образа жизни» и «семейных ценностей». Другая возможность – военно-патриотические или спортивные организации. Однако первые не приемлют иностранных, нероссийских установок и идей в принципе. Вторые, особенно, если это восточные единоборства, как раз уделяют этим идеям большее внимание. Гораздо проще в данном случае возродить ДОСАФФ, как показывает практика.
Казачество? – а что делать в тех местах, где его исторически не было? При всех позитивных чертах, это все же апелляция к прошлому. Гораздо эффективнее в данном случае движение «скаутов», не получившее, к сожалению, обширного распространения по России.
В большей мере данной модели соответствую ролевики-реконструкторы: есть и техническая направленность, и социальные сети, ведется здоровый образ жизни, присутствуют энергия и социальная солидарность и историко-идеологический подтекст. Однако рыцарская романтика все так же ищет свои идеал в прошлом, а не в будущем. Движение ролевиков – это способ «бегства от реальности» в начале XXI века, по аналогии с тем, что XX век был «бегством от свободы»
Нужна более современная основа, отражающая трудную историю и проделанный Россией нелегкий исторический путь, имеющая нацеленность в будущее. Тут и возникает, точнее, выезжает на арену ГО Рыцарь дороги и Герой асфальта, порождение постиндустриального общества, олицетворяющее тот самый синтез традиций и инноваций – «православный байкер».
Надо отметить, что в России современные байкеры — это уже не те 15-20 летние «рокеры», в 80-ые годы бывшие грозой старушек и головной болью милиционеров. Остепенившиеся люди, обзаведшиеся детьми, имеющие свое дело, которые все еще остаются верны идеалам свободы, братства. Люди, в которых еще жив пассионарный задор рубежа 80-90-ых годов и одновременно присутствует внутреннее желание порядка в душе, внутренняя воля к порядку.
Уникальность ниши «православных байкеров» определяется тем, что все современные политические, предвыборные игры, принадлежность к той или иной партии, им глубоко перпендикулярны. Современная политика и ее официальные и неофициальные практики для них однозначное зло, порождение Мировой Попсы©.
Принадлежность к общей западной культуре очевидна — не стоит забывать, где и как возникло байкерское движение. Такая культурная традиция означает возможность диалога – современное «зрелое» поколение политической элиты Запада как раз сформировалась под воздействием событий конца 60-ых.
Преемственность российских традиций, обуславливается, прежде всего, Православием. Причем, если в отношении официальной церкви возможна дискуссия между мессианским и консервативным крылом, споры о тех самых «традициях» и «инновациях» в церкви, то формат «православных байкеров», мирян со всеми их мирскими тяготами и заботами исключает возможность теологической дискуссии. Вера она или есть или ее нет. Все оказывается просто и ясно. Человек соответствует определенным критериям – или нет. Без принуждения, без увещевания. Тезисы о здоровой агрессии, повышенной энергетике, мобильности, сетевой структуре, равно как и о стремлении к техническому труду (работа с авто и мототехникой, «железом») так же находят свое выражение в данном феномене российского ГО.
Если проанализировать историю создания байкерских организаций в России (хрестоматийный пример — MG «Ночные волки», хотя западная классификация MG-MC-MCC в нашей стране носит условный характер), то помимо бурного прошлого конца 80-ых, эпохи протеста против Системы, необходимо отметить два немаловажных фактора. Их создание осуществлялось за счет желания и энтузиазма участников, без ощутимого участия официальных структур, не говоря уже о возможных «грантодателях со стороны». Иными словами, перед нами единственный «нескомпроментированый» сотрудничеством с антагонистами ГО самостоятельный и самодостаточный элемент, претендующий на осуществление того самого культурно-исторического синтеза в России, наведения порядка в умах и основа для построения идеологии нового типа.
Традиции паломничества, передвижничества, странничества – очень древние на Руси. Поскольку только в дороге, только в подвиге, в преодолении самого себя, человек обретает смысл жизни, свободу, единение с самим собой и миром, подлинность и искренность в чувствах. Только в отказе от мирской суеты, соблазнов цивилизации, идолов Мировой Попсы©, «пилигримы XXI века», моторизированные «калики перехожие» могут находить себя. Искренне верующим становится человек, прошедший все тяготы жизненного пути, не сломавшийся, но преодолевший свои страсти, поднявшийся над серой повседневностью постиндустриального бытия.
Байкерское движение в наши дни может выступать в качестве преемника гоголевского запорожского казачества, бывшего на рубеже 15-17 веков ощутимой социальной и политической силой. Естественно, казачество было силой «внесистемной», имело протестный вид. Но, с другой стороны, рок – это тоже форма социо-культурного протеста. Протест против Системы, приобретая институциональные формы, сам становится… системообразущим. Только таким путем, преодолевая противоречия (прямо скажем, «диалектические противоречия») между традицией, преемственностью и инновацией, развитием, ГО может выжить в России.
Глобализация – самый серьезный вызов, стоящий перед традиционным обществом, его патриархальными структурами, религиозными убеждениями, вызов, способный уничтожить общество и его ценности, заменить их другими, привести на данный ареал, территорию, другие народы, обладающие большей пассионарностью и способностью к приспособлению. Ему необходим адекватный и современный, ассиметричный ответ.
Вопрос только в другом, насколько долго удастся ли сохранить тот дух правды, подлинности бытия, братства, пройти сквозь соблазны и искушения и не пополнить бесчисленные ряды адептов Мировой Попсы©?