Русские могилы и захоронения в Персии-Иране

Настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране, Иран,

архимадрит Александр (Заркешев)

Русские могилы и захоронения в Персии-Иране

Государственные контакты между Персией и Россией установились в конце 16 века, после завоевания Российским государством Казанского и Астраханского ханств и выходом к Каспийскому морю.  Первое русское посольство князя Григория Васильчикова прибыло в Персию в 1588 году. С этого времени русские посольские люди и купцы начинают приезжать в далекую и загадочную страну – Персию. Продолжительность пути доходило до полугода. Во время таких путешествий русские люди помирали от болезней или погибали в результате разбойных нападений или несчастных случаев в дороге. Наиболее трагична судьба третьего русского посольства в Персию в 1597 году под началом князя Василия Васильевича Тюфякина. Посольство было послано царем Федором Иоанновичем к шаху Аббасу 1 для заключения военного договора против турок. Вторым послом был назначен дьяк Посольского Приказа Семен Емельянов. Посольство насчитывало 75 человек: подьячий, толмачи, стрельцы, кречетники (в подарок шаху везли ловчих птиц – кречетов, соколов, ястребов, до которых шах был большой охотник). Впервые в составе посольства был включен православный священник – иеромонах Никифор. Во время пути, на судне в Каспийском море, неожиданно умирает князь Тюфякин. Его тело отправили в Астрахань, а посольство возглавил дьяк Семен Емельянов[1]. После месячного блуждания по морю, судно подошло к гилянскому берегу. На севере Персии в то время свирепствовало моровое поветрие. В городе Лахиджане все русское посольство слегло из-за болезни и не могло продолжать путь. Персидские власти, ссылаясь на приказ шаха, повезли больных людей насильно дальше, невзирая на страшную жару. Во время пути до персидской столицы умерло 38 человек вместе с вторым послом дьяком Семеном Емельяновым. Главой посольства фактически стал иеромонах Никифор. В городе Казвине шах Аббас встречался с иеромонахом Никифором, принял подарки и продержав до апреля 1598 года отправил русское посольство в Москву. Из 75 человек посольства живыми вернулось на Родину лишь 30 человек. Место захоронений умерших членов дипломатической миссии не известно.

Самая старая из сохранившаяся до нашего времени русских могил в Персии находится на армянском кладбище в городе Исфаган и датируется 5 маем 1688 годом. На каменной прямоугольной плите выбита эпитафия: «Лето 7196-го месяца мая в 5 (день) преставися раб Божий Великих Государей Посольского приказу подьячий Дмитрий Федоров Шустов будучи с посланником Константином Христофоровым». Рядом находятся могила умершего 2 февраля 1695 года Бориса Данилова, также находящегося при русском посланнике и могила умершего 6 февраля 1696 года Михаила Игнатовича Телятникова (Михайло Игнатов сын Телятников). Свидетельством того времени являются еще несколько русских могил, но надписи не читаются, кроме отдельных славянских букв.

В 1722-23 годах император Петр Великий осуществил свой последний поход в Персию. В результате этого похода к Российской империи были присоединены прикаспийские персидские провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад. Командующим русскими войсками на новых территориях был генерал-аншеф Василий Яковлевич Левашов. Памятником того времени на армянском кладбище Исфагана является могила брата генерала Левашова – флигель-адьютанта Ерофея Яковлевича Левашова, умершего 4 февраля 1732 года. Могила была обнаружена и идентифицирована автором в 1999 году, а в 2001 году восстановлена и освящена. Возвращаясь к нашему повествованию следует сказать, что в 1735 году Россия, нуждаясь в союзнике против Турции, возвратила прикаспийские провинции Персидскому государству.

Весь 18 век характеризуется постепенным наращиванием русско-персидских связей, но никаких следов в виде российских захоронений не сохранилось. Хотя конечно какое-то количество пребывающих в Персии русских людей находили свою кончину на чужбине. Так на пример, из архивных данных известно, что в 1751 году умер Консул в Персии Иван Данилов[2]. А в июне 1779 года в Гиляне скоропостижно скончался посланный из Астрахани в Российское консульство священник Афанасий»[3].

Начало 19 века было отмечено двумя русско-персидскими войнами (1804-13 гг. и 1826-28 гг.). Несомненно, что во время военных действий на персидской территории (1827-1828 гг.) павших российских воинов хоронили там, где они погибали. Следует отметить, что на территории оставленной за Персидским государством, после подписания Туркманчайского мирного договора, практически битв не было, персидские войска бежали перед российским победоносным воинством. Скорее речь могла идти об умерших от болезней русских солдат и офицеров. Никаких российских могил и захоронений с той войны не сохранилось.

В 1829 году история русско-персидских отношений была омрачена трагической гибелью в Тегеране российского посланника и великого русского поэта А.С.Грибоедова. 30 января (11 февраля н. ст.) 1829 года разъяренная толпа тегеранской черни разгромила Российскую миссию, а ее глава Александр Грибоедов принял мученическую смерть. Во время нападения 35 человек сотрудников и конвой Миссии, состоящий из казаков, до последнего дыхания защищал российского посла; казаки были все до одного растерзаны толпой фанатиков, но с честью выполнили свой последний воинский долг. После трагедии тело великого русского поэта было перевезено в Грузию и предано земле его женой Нино Чавчавадзе на горе Мтацминда с монастыре святого Давида в Тифлисе. На надгробии Грибоедова его супругой, ставшей вдовой в восемнадцать лет, выбита надпись на русском языке: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но почему пережила тебя любовь моя!». Тела остальных 35 доблестных казаков посольского конвоя и сотрудников посольства были зарыты прямо на дне крепостного рва, куда они были первоначально сброшены. Преемник Грибоедова на посту российского посланника в Персии – граф Иван Осипович Симонич (1832-1838 гг.) добился в 1836 году перезахоронения тел казаков и сотрудников посольства во внутреней части армянской церкви святого Татевоса. До 1917 года могила поддерживалась в должном состоянии. Затем могила была утрачена в следствии укладки церковного двора тротуарной плиткой. После многолетних поисков могилы, по архивной фотографии, автору удалось найти место братского захоронения жертв трагедии 1829 года. Автор за собственный счет восстановил надгробие из черного мрамора с выбитыми золотыми буквами эпитафией. 11 февраля 2014 года в 185-тилетнюю годовщину со дня трагической кончины в Тегеране посланника Александра Грибоедова и всех чинов посольства, в присутствии посла России в Иране и российской общины, автором была освящена надгробная плита и место братского захоронения погибших сотрудников и конвойных казаков российского Посольства.

В период русско-персидских войн в пограничных с Россией районах Персии стали постепенно образовываться русские поселения. В основном их жителями становились дезертировавшие из русской армии солдаты. Самая необычная судьба сложилась у вахмистра Нижегородского драгунского полка Самсона Яковлевича Макинцова, бежавшего еще в 1-ю русско-персидскую войну 1804-1813 годов. Благодаря своим боевым навыкам он был зачислен на службу в персидскую армию сразу офицером. Он же подал шаху мысль сформировать из русских дезертиров батальон, который и получил под свое командование, одновременно став сархангом (полковником). Несмотря на то, что эта воинская часть была укомплектована дезертирами, батальон совершил ряд боевых подвигов, достойных имени русского солдата. Победы в Курдистане, в войне с турками, и наконец, штурм афганского города Герата послужили причиной того, что персы стали называть русский батальон «Бохадыраном», т.е. батальоном богатырей[4]. Сам же Самсон-хан, так стали в Персии звать Макинцова,  дослужившись в персидской армии до генерала, несмотря на долгое пребывание среди мусульман, сохранил в себе русскую душу и горячую приверженность к православной вере. Он добился разрешения построить в одной из пожалованных ему в Азербайджане деревень – Сургюле — православный храм, где служил священник, сопровождавший его во всех походах. Женат Самсон-хан был на Елизавете Александровне Багратиони, дочери царевича Александра, сына Грузинского царя Ираклия 11. Царевич Александр противился союзу Грузии с Россией, бежал в Персию и воевал против России. Елизавета Александровна умерла в Тегеране 17 сентября 1836 года в возрасте 25 лет (родилась 13 июля 1811 г.) и похоронена в здании армянского храма Святого Татевоса. Надгробная плита выполнена из оникса, эпитафия на русском и армянском языках. Сам Самсон-хан умер 1849 году и был похоронен, согласно завещанию, в деревне Сургюль под самым алтарем сооруженной им православной церкви[5]. Автор был в этом селении и пытался найти храм и могилу Сампсона Яковлевича Макинцова, но безрезультатно.

 Во второй половине 19 века произошло увеличение численности русской колонии в Тегеране. Это объяснялось укреплением торговых связей между Персией и Россией. В Тегеране открывались русские лавки и магазины, русские товары все в большем количестве заполняли персидский рынок. В 1879 году в Тегеране была создана уникальная и самая боеспособная воинская часть — Персидская Его Величества Шаха казачья бригада, где командир, офицеры и унтер-офицеры были русские инструктора, а рядовой состав были персы. Сформировал бригаду и был ее первым командиром полковник Генерального штаба Алексей Иванович Домонтович (1846-1908). В уже упомянутой армянской церкви святого Татевоса находится могила сына полковника Домонтовича – младенца Константина Домонтовича (17.05.-11.11.1880). Там же находится могила другого младенца Владимира Щелкунова, скончавшегося 20 сентября 1884 года. В 1886 году в загородной резиденции российского посольства в Зарганде был выстроен первый русский храм в честь св. благоверного князя Александра Невского. В это же время был учрежден Русский Учетно-Ссудный банк в Персии. Было открыто пароходное движение между Россией и Персией по маршруту Баку-Энзели. В 1893 году российскими специалистами была построена первая шоссейная дорога Энзели – Тегеран, которая связала центральные районы с северным портом на Каспии. Все больше русских людей приезжало на службу и на работу в Персию.

Рост русской колонии в Тегеране вызвал необходимость организации достойного места упокоения почивших ее членов. При настоятеле посольской церкви архимандрите Харлампии (1891-1895 гг.) в 1894 году был приобретен участок земли в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб, где и было устроено Русское православное кладбище рядом с  армянским и католическим кладбищами. Необходимые для покупки средства в количестве трех тысяч туманов были изысканы путем сбора частных пожертвований служащими Российского Учетно-Ссудного банка в Персии.

В 1898 году в Персии была учреждена Русская Духовная Миссия в окрестностях озера Урмия, на северо-западе страны. Последняя миссия Русской Православной Церкви занималась тем, что помогала ассирийцем-несторианам найти дорогу к Православию и была очень успешна. За 20 лет работы Миссии (1898-1918 гг.) три епископа, 25 священников и около 30 тысяч ассирийцев перешло в Православие. В г. Урмия была выстроена прекрасная пятикупольная церковь Святителя Николая. Позже, после летнего наступления турецких войск в 1918 году, храм был разрушен курдами (из этого храма сохранились в Свято-Николаевском соборе в Тегеране две иконы – св. Стефана и Архангела Михаила), но цокольный этаж сохранился до настоящего времени. В этом помещении была устроена крипта для захоронения духовенства. Во время своей поездки по Урмии в 1998 году автор обнаружил там могилу первого миссионера в Урмии, настоятеля Эриванского собора, протоиерея Виктора Синадского, скончавшегося осенью 1898 года. Рядом находится могила его соработника по Духовной Миссии ассирийского епископа Мар Илии (+1928) с надписью на русском языке. Недалеко от крипты автор обнаружил остатки каменной могилы, при раскопках которой удалось прочитать фрагмент надписи: «Куроедов, погиб в бою с курдами в 1912 году». А на кладбище в деревне Супурган Урмийской области автор обнаружил могилу с русской эпитафией ассирийского епископа Мар Ионы Маравгин (1835-23.04.1910), идейного вдохновителя и инициатора воссоединения ассирийцев-несториан с Русской Православной Церковью.

К 1909 году в Северной Персии, и особенно в Персидском Азербайджане, сложилась непростая ситуация. Отголоски русской революции 1905 года докатились и до этих мест. Персидский Азербайджан был охвачен революционным брожением. Во главе восставших стоял Саттар-хан. Примечательно, что артиллерией у Саттар-хана командовал русский, матрос с броненосца «Потемкин». Шахские войска блокировали главный город провинции — Тавриз. Грабежи и насилия совершались как восставшими, так и правительственными войсками. Жители города голодали, так как не было подвоза продовольствия. То немногое, что доставлялось, отбиралось так называемыми «повстанцами». Отчаявшиеся жители Тавриза решили разгромить находящиеся в городе российское и английское консульства, чтобы привлечь внимание к своему бедственному положению. Для предотвращения этой акции и оказания помощи голодающему населению Российская империя направила из Кавказского военного округа в Тавриз сводный военный отряд под командованием генерала Снарского. Русские войска, в сопровождении обозов с продовольствием, вошли в город и навели должный порядок. Тавризский сводный отряд находился в Персидском Азербайджане два года — с 1909 по 1910 год. Погибшие и умершие в этот период солдаты были похоронены на католическом кладбище Тавриза. В 1910 году на месте их захоронения усилиями отряда была воздвигнута пятикупольная православная надгробная часовня, которую освятил полковой священник Датадзе. На мраморных досках, вмурованных в наружные стены часовни, выбиты имена павших воинов и перечень всех воинских частей, входивших в состав Тавризского военного отряда. К сожалению, почти столетний период забвения наложил свой отпечаток на здание часовни: были утрачены малые купола, центральный купол проржавел и начал разваливаться, стены осыпались, мраморные доски подверглись эрозии, вокруг все заросло бурьяном и репейником. По инициативе автора, настоятеля Свято-Николаевского собора в Тегеране, в 2000 году, к 90-й годовщине освящения Надгробной часовни, были проведены работы по восстановлению здания. Несмотря на трудности, вызванные нехваткой средств и при отсутствии русских жителей в Тебризе, реставрационные работы были благополучно завершены, и 22 декабря 2000 года состоялось торжественное освящение восстановленной Надгробной воинской часовни, которое совершил автор. В память об этом событии на двери часовни была установлена бронзовая доска с именами особо потрудившихся в деле воссоздания Православной часовни.

Еще в городе Тебризе на католическом кладбище помимо русских воинских захоронений есть десять русских могил гражданских лиц. На армянском кладбище города Тебриза есть пять могил с русскими эпитафиями, а также одна отдельная могила с тремя казаками из состава консульской стражи Генерального консульства России в Тавризе.

В знаменитой армянской церкви Ванг в Исфагане, в притворе есть две каменные русские могилы: умершего в 1914 году Бориса Александровича Преображенского и убитого в 1915 году вице-консула Александра Александровича фон Кавера.

Древняя персидская земля стала местом упокоения русских воинов, павших на поле брани в I мировую войну.  Одна братская могила русских солдат была обнаружена автором на католическом кладбище в г. Тебризе. По проекту автора был заказан большой восьмиконечный православный крест из дерева, который в разобранном виде на своем автомобиле автор отвез в Тебриз и установил на могиле российских воинов. 21 декабря 1999 года, в присутствии военного атташе полковника Н.Н.Бобкина, автор совершил освящение надгробного креста и отслужил заупокойную панихиду по павшим воинам России. На кресте была установлена бронзовая доска с надписью: «ВОЖДЯМ И ВОИНАМ РОССИЙСКИМ, В I МИРОВУЮ ВОЙНУ ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО НА ПОЛЕ БРАНИ ПАВШИМ, НА СЕМ МЕСТЕ И ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ПЕРСИДСКОЙ ПОГРЕБЕННЫМ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!».

В 1915 году для противодействия турецким войскам, вступивших на территорию Персии и готовивших в стране переворот с присоединением Персии к германо-турецкому союзу, в страну был послан с Кавказского фронта Экспедиционный кавалерийский корпус под командованием генерала Николая Баратова. В городе Исфаган на армянском кладбище, автор нашел несколько могил казаков-баратовцев (Николай Куропятников, Константин Медведский, Иван Пыщик), умерших и погибших в Исфагане в 1916 году.  По инициативе автора весной 2001 года были проведены работы по восстановлению надгробий и установлению могильной ограды. 15 июня 2001 года состоялось их торжественное освящение, которое совершил автор.

В 1924 году территория Свято-Троицкого русского православного кладбища в Тегеране была расширена стараниями состоятельного православного грузина Акакия Хоштария, который прикупил новый земельный участок для кладбища, а затем воздвиг на могиле своей жены Минодоры Игнатьевны (1882-1924) удивительную по красоте часовню из белого оникса. Позднее в конце 40-х и 70-х годах к русскому кладбищу были присоединены близлежащие участки с западной стороны. На кладбище покоятся представители нескольких поколений русской общины в Тегеране; есть ассирийские, греческие, грузинские, болгарские, армянские и сербские могилы. Здесь похоронены врачи, инженеры, учителя, офицеры, священники, предприниматели, люди разных профессий и рода занятий. Покоится на кладбище генерал-майор Александр Иванович Выгорницкий – востоковед, военный переводчик, разведчик. Генерал был основателем Школы военных переводчиков и был первым русским офицером, который выучил язык хиндустани (урду). Напротив церкви – могила последнего командира Персидской казачьей дивизии полковника Николая Митрофановича Вербы. Покоится на кладбище: Антон Васильевич Севрюгин — первый фотограф в Персии, он был придворным фотографом шахов Каджарской династии; штабс-капитан Николай Львович Марков – выдающийся архитектор,  построивший в Тегеране собор Св. Николая, а также множество общественных и частных зданий; грузинские князья Микеладзе и Мачабели; личный врач Реза-шаха доктор Лученко; архимандрит Виталий (Сергиев) – последний начальник Русской Духовной Миссии в Урмии, приехавший в Персию с Валаама в 1903 году; и множество других  людей – известных и не известных. Помимо могил русских эмигрантов, есть и могилы граждан СССР, умерших во время работы в Иране. Русское кладбище примирило всех – и русскую эмиграцию, и советских граждан. Всего похоронено на русском православном кладбище в Тегеране приблизительно 1400 человек.

В годы Великой Отечественной войны на территорию Ирана были введены советские войска, которые обеспечивали прохождение военных грузов из портов Персидского залива в Советский Союз. Благодаря этому маршруту военно-технического снабжения советской армии удалось удержать нацистов от прорыва к нефтяным богатствам Каспийского моря и захвата Кавказа. На территории Ирана не велись боевые действия, однако находившиеся здесь советские солдаты умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев. Так 3 августа 1944 года при посадке на тегеранский аэродром Кола-Морге столкнулись два советских самолета Р-39 и С-47. В катастрофе погибли: пилот Р-39 старший лейтенант Абузин и командир С-47 старший лейтенант Афанасьев, весь экипаж и пассажиры. Захоронены они были на русском православном кладбище в Тегеране. Старые прихожане храма вспоминали, как над гробами погибших летчиков горько плакали русские женщины, искренне жалевшие легших в чужую землю молодых русских парней.

Хоронили советских солдат: 1.) на русском православном кладбище в Тегеране, 2.) на русском православном кладбище в городе Казвине, и 3.) на армянском кладбище в городе Тебризе. В 1953 году разрозненные воинские захоронения были объединены в братские могилы.  На месте братских могил были установлены трехметровые обелиски из белого камня, увенчанные железной пятиконечной звездой. В 1995 году братское захоронение советских воинов в Казвине было перенесено в Тегеран на северную территорию посольства России в Зарганде. Автор сам участвовал в этой траурной церемонии. В 1998 году, стараниями автора в обелиск советским воинам на Русском кладбище в Тегеране был вмурован православный восьмиконечный крест из черного мрамора.

Самая большая по численности погребенных это братская могила советских воинов на армянском кладбище в г. Тебризе т.к. в Иранском Азербайджане было развернуто несколько советских воинских госпиталей, где часть раненых и больных советских воинов умирала. Общая численность погребенных – 267 человек. Над могилой был поставлен памятник в виде каменной стелы с железной звездой, сама могила была обнесена бордюрным камнем с железной оградкой, точная копия братской могилы советских воинов на русском православном кладбище в Тегеране. Еще в 1998 году автор безуспешно искал это захоронение на армянском кладбище. В начале 2003 года один пожилой армянин украдкой показал место захоронения советских воинов. От могилы осталось лишь бетонное основание. В 1993 году памятник и ограда были снесены тяжелой техникой, обломки отвезены на 100 метров и вывалены у стены кладбища. В обломках удалось найти разбитую мраморную доску с надписью: «Вечная слава воинам доблестной Советской Армии павшим в Иране в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.». После письма автора к президенту России В.В. Путину, МИД РФ выделил необходимые средства и начались восстановительные работы на братской могиле советских воинов в Тебризе. Но это вызвало яростное противодействие городских властей, которые через полицию остановили ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время самое массовое захоронение советских воинов в Иране в городе Тебризе находится все в том же бедственном состоянии и нам потомкам Великой Победы стыдно осознавать тот факт, что могила 267 воинов-победителей в Тебризе, уже 28 лет как разорена и обесчещена!

Но хочется закончить свой доклад на оптимистической ноте. В годы Великой Отечественной Войны через Иран проходил южный воздушный маршрут ленд-лиза: Абадан-Тегеран-Кировобад. Новые военные самолёты, доставленные союзниками по антигитлеровской коалиции и собранные на авиабазе в Абадане советские летчики перегоняли своим ходом до советского аэродрома в г. Кировобад (Гянжа) в период с февраля 1942 по февраль 1945 года. Во время перелетов некоторые самолеты с экипажами гибли результате сложных метеоусловий и аварий в воздухе. А на земле военнослужащие погибали в результате несчастных случаев на аэродромах. Автору удалось установить полный список советских летчиков, погибших на территории Ирана в годы Великой Отечественной Войны. Для увековечения памяти наших погибших в Иране летчиков-перегонщиков на русском православном кладбище в Тегеране был устроен Воинский мемориал в Свято-Троицком храме. Воинский мемориал состоит из шести мраморных досок чёрного цвета, на которых золотыми буквами в хронологическом порядке выбиты даты, звания и имена советских лётчиков, погибших в Иране. Сооружен мемориал по проекту петербургского архитектора Юрия Викторовича Кирса. Отдельно спроектированы и изготовлены две мраморные черные доски с именами погибших летчиков, погребенных на русском кладбище в Тегеране. Эти доски установлены на обелиске братской могилы советских воинов. 21 сентября прошлого 2019 года в Свято-Троицком храме на русском православном кладбище в Тегеране, состоялось освящение воинского мемориала. Чин освящения совершил автор, настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев). На церемонии освящения присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Иране Левон Джагарян и атташе по вопросам обороны России в Иране полковник Игорь Соловьев, которые возложили венки из живые цветов перед Воинским мемориалом, а также на братской могиле советских воинов.

Все расходы по проектированию, изготовлению и установке Воинского мемориала в Тегеране осуществлены за личный счет автора и приурочены к 75-летнему юбилею Великой Победы.

[1]Бушев.П.П. История посольств и дипломатических отношений Русского и Иранского государств в 1586-1612 гг. (по русским архивам) М., 1976,  с.  301-304.
[2] По доношению Коллегии Иностранных Дел об отправлении в Персию Консулом Петром Чекалевским из Астраханской епархии священника и трех студентов. 1752 // РГИА, ф. 796, оп. 33, д. 74.
[3] РГИА, ф. 796, оп. 60, д. 342, л. 73-75.
[4] Берже А.П. Самсон Яковлевич Макинцов и русские беглецы в Персии // Русская старина. 1876. Т. XV.
[5] Там же.