Православное паломничество

Православное паломничество: через расстояния и века

 

Рациональный и технологичный XXI век… Торжествующее высокоумие, хитроумные машинки и машинищи для преодоления пространства в самые короткие сроки, штучки с кнопочками и без кнопочек для передачи текстов, речи и изображения. Всё новое, всё восхитительное. И все это не избавляет от войн и болезней, уныния и жадности, бед и напастей, полной растерянности и одиночества…

В творении зла, обычно маленького и для себя самого, человек все так же упорен, как и много веков назад. И никакие технические приспособления не помогают ему стать лучше, и к Создателю своему он чаще всего обращается, когда нет уже мочи терпеть. Тогда он вспоминает, зачем, собственно, ходит на кладбище, тогда он с удивлением осознает, что его прадеды наизусть знали молитвы, в которые он теперь пытается вслушаться…

Слава Богу, всё не так худо. Семеро из каждых десяти взрослых россиян на вопрос об отношении к религии скажут, что они православные. Никто их за язык не тянет – это религиозная самоидентификация. Да, далеко не все церковны, да, многие и Евангелия никогда не читали, и ни одного псалма не знают. Но они уже «желают хотеть» воспитать в себе хотя бы первоначальные, самые тонкие и нежные ростки веры. Чтобы потом было что растить, чтобы потом труд этот принес достойные плоды. Путь этот непрост, и труд этот невероятно тяжел, стоит только за него взяться. Но это – Русский Путь, путь, которым шли наши предки за много столетий до нас, утаптывая его, делая всё, чтобы для нас он был заметен, чтобы мы сейчас не сбились с пути.

Паломничество… Современному человеку при произнесении этого слова что-нибудь из классиков на ум придет, или этюд Репина, картина Перова представится. Мужичок в потрепанной одежде, стоптанных лаптях или калигах, с котомкой и посохом. Не очень чист, мало мыт… А вот если в лицо посмотреть, в глаза?!

russkij-palomnik


И задаться вопросом, как и чего ради человек на долгие месяцы, а то и годы, оставлял налаженный быт и насиженное место и отправлялся в путь, из которого мог и не возвратиться. Из Рязанской губернии – в Иерусалим и Палестину!

Да, Иерусалим тут вот при чем. Даже по историческому происхождению своему слово «паломник» основано на производном от латинского palma — «пальма» и palmarius —  «носитель пальмы» и обозначает путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы – ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим.

26268

Языком ученым паломничество можно описать как специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в обыденной жизни, соприкосновения со святыней. Определенная духовно-нравственная причина побуждает человека пуститься в нелегкий и часто очень длинный путь для встречи со святыней и стяжания через соприкосновение с ней благодати.

Паломника ведет желание приблизиться к источнику святости, поклониться ему. Но прежде чем паломник достигнет цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Путь паломника к святыне – не просто период тяжелого физического труда и лишений. Путь паломника – это преодоление собственных немощей

и мирских искушений, стяжание смирения, испытание и очищение своей веры.

images

Первой известной русской паломницей  Церковь почитает святую равноапостольную княгиню Ольгу. Еще в 957 году она совершила путешествие в Константинополь, где поклонилась цареградским святыням и приняла святое крещение с именем Елена. А в  середине XI века паломничество в Константинополь, Иерусалим, Афон и к другим святым местам Вселенского Православия уже не сводилось к единичным фактам. Одни из первых на Руси паломнический в дальние земли и святые места предпринимались иноками. Но и для мирян паломничество всегда являлось возможностью на время отложить повседневные бытовые заботы и уподобиться на время монашествующим. Странствие духовное предполагало в своем основании временное приобщение к ангельскому чину, то есть монашеству, и отрицанием земных житейских благ, и духовной бранью и перенесением искушений. А уж они обязательно сопровождали паломника в пути. В прежней, дореволюционной России, существовали и люди, которые, став на путь паломничества, уже не в силах были вернуться к прежнему образу жизни и становились странниками, беспрерывно путешествующими от святыни к святыне. Были и те, кто превращал странничество в промысел, но были и те, кто восходил на духовную высоту. Многие странники становились старцами, были те, кто принимал на себя подвиг юродства.

В первые десятилетия русского христианства на Руси еще не просияли отечественные святыни, поэтому паломничество в этот период было константинопольским и иерусалимским. Однако уже святой равноапостольный великий князь Владимир привез с собой в Киев из Корсуни святые иконы и кресты, а также честные мощи святителя Климента, папы Римского, к которым началось паломничество русского народа.

Обретение же нетленных мощей святой равноапостольной княгини Ольги  стало первым сильным духовным потрясением для русских людей, свидетельством Божией милости на их земле. К раке, где покоились святые мощи, стали стекаться паломники со всей Руси.

olga

Затем, при киевском князе Ярославе Мудром открыты были мощи святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. У могилы первых русских страстотерпцев начали происходить чудеса и знамения при стечении большого количества богомольцев.

Таким образом, еще в домонгольский период Руси возникает традиция и торятся пути не только зарубежных, но и русских паломничеств. Возникают десятки монастырей в крупных городах и вокруг них. И каждый из этих монастырей становится объектом местного паломничества жителей близлежащих, а то и более дальних селений.

Опыт паломничеств, как бытовой, так и, что гораздо важнее, духовный, непременно фиксируется. Возникает особый литературный жанр  — «хождения».

Родоначальник этого жанра игумен Даниил в начале XII века совершил паломничество к святыням Вселенского Православия, описав свое паломничество в «Житии и хождении Даниила Русской Земли игумена». Во второй половине XII века преподобная Евфросиния Полоцкая совершила паломническое путешествие в Константинополь и Иерусалим.

В ее житии упоминается, что во время своего пребывания в Иерусалиме она обитала в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы. Это в двенадцатом веке! Уже тогда в Святой Земле существовал опыт и возможности приема русских паломников и путешественников.

Монгольское нашествие на Русь на целый век прервало сложившуюся традицию массового паломничества русского народа. Паломничество к святыням Вселенского Православия в тот период не могли осуществляться. Но уже в первой половине XIV века началось возрождение как паломничества к вселенским святыням, так и внутренних паломничеств в пределах русских княжеств. А приезд великого князя Димитрия к преподобному Сергию в 1380 году стал, пожалуй, самым известным в отечественной истории паломничеством.

Падение Константинополя в 1453 году привело к значительным изменениям в истории паломнических походов. Главные святыни христианского мира оказались во власти Османской империи. Константинополь превратился в Стамбул и перестал быть мировым православным центром, но для русских богомольцев так и остался святым городом, паломничества в который, несмотря на все опасности, не прекращались. Османская империя не посягнула на святыни Афона, и даже не раз удостоверяла православный статут монастырей Святой Горы, хотя и не оказывала им никакой материальной поддержки. Так что и Афон в тот период сохранил свое значение и остался центром паломничества.

В XV веке великий князь Иван III закладывает традиции длительных паломнических путешествий к отечественным святыням. Подобные богомолья совершались всеми государями из рода Рюриковичей и дома Романовых. Таким образом, появилась многовековая паломническая традиция путешествия к русским святыням, которая не только не угасала, но и крепла из года в год, из века в век, так как множились святыни русской земли. И торился к ним Русский Путь.

Однако после Смутного времени вновь оживляется паломничество и к зарубежным святыням. После русско-турецких войн в мирных договорах России с Османской империей за гражданами Российской империи закреплено право свободного посещения Святой Земли.

А уж наивысшего расцвета русское православное паломничество в Святую Землю достигло во второй половине XIX и в начале XX века. Этому во многом послужили создание и деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а также ИППО — Императорского Православного Палестинского общества, основанного в 1882 году.

Одним из главных источников финансирования Палестинского Общества был так называемый Вербный сбор, то есть просто церковные пожертвования верующих.

К 1914 году в ИППО состояли около 3 тысяч членов, его отделы действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви.

Год 1917-й не просто изменил положение русского паломничества, а надолго прервал живую связь Палестины с Россией. Русские подворья, храмы и монастыри остались без связи с Родиной, без помощи и поддержки. Лишь после победы СССР в Великой Отечественной войне , в июне 1945 года состоялось первое в истории паломничество в Святую Землю главы Русской Православной Церкви. Тогда Патриарх Алексий I посетил Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский Патриархаты.

…но это была официальная сторона паломничеств. «Народные» же паломничества все десятилетия советской власти продолжали традиции пятнадцатого века. Несмотря на то, что закрывались и разрушались монастыри и храмы, уничтожалось и подвергалось гонениям священство и монашество, Русский Путь не зарастал атеистическими плевелами. Ближние города – хранители православных святынь, обрели советское название «Золотое кольцо», по которому шли и ехали паломники. Мир становился большим, жизнь усложнялась, вернее, все больше в ней становилось мирской суеты, а потому паломники использовали любой подходящий транспорт, чтобы добраться к чтимым монастырям – хранителям святынь и сокровищ старчества, к служащим в глухомани священникам – носителям редкостных духовных даров, к чтимым древним иконам и святым мощам, находящимся в храмах по всей территории тогда еще СССР.

Да, конечно, паломников (или поклонников, как их еще называли, ибо, по Соборному правилу («святым иконам и мощам подобает поклонение») всегда было не так много, как хотелось бы возвышенному уму. Их ведь и сейчас, когда паломничество можно совершить практически к любой святыне, совсем не так много. Но те, кто выбирает паломнический путь, своим подвигом (а это подвиг, — если сомневаетесь, попробуйте!) спасают и себя, и, по слову батюшки Серафима, тысячи тех, кто вокруг. Так уж бывает с теми, кто выбирает этот особый путь. Путь Русской Дороги.