Братство Добра
20 января 2011, 10:12
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ,
профессор Факультета истории, политологии, права РГГУ,
доктор политических наук, действительный член Академии политической науки
Наверное, самым ярким и нестандартным новогодним мероприятием в прошедшие праздники стала елка в байк-клубе, организованная «Ночными Волками».
Общая фабула – силы зла стараются сорвать праздник и утвердить свое господство, а силы добра отражают их атаку и одерживают решительную победу – все в рамках традиции. Хотя, строго говоря, само сочетание народных сказок и байкерского движения, формально считающегося приметой второй половины XX века, с его изначальным брендом «пиво, девушки и рок-н-ролл», уже есть новация.
Впрочем, стоит учесть и то, что в существующем уже с 1989 года Международном байкерском клубе по поводу «пива» и сопутствующих продуктов есть свои ограничения – алкоголь и наркотические вещества категорически запрещены.
Для сегодняшнего дня явно нестандартным стало байкерское прочтение образов Добра и Зла.
Новогодняя ночь. Дед Мороз дарит Снегурочке подарок. Все хорошо, на сцене добрая сказка и ожидание чудес. Строго в рамках сказочной традиции изо всех щелей начинают прорываться темные силы в своем привычном воплощении – ведьмы, колдуны и все прочие, стремящиеся захватить елку, испортить праздник и погубить Россию.
Против них выступают также вполне традиционные добры молодцы и делающие шаг вперед от традиции «Волки». Не те поедатели Красных Шапочек, охотники за бедными зайцами и глупыми козлятами. Волки здесь – это «Ночные Волки», байкеры, высшие ценности которых – Свобода, Добро и Честь.
«Ночные Волки» не претендуют на участие в политике, но имеют явно политические цели
Только ведьмам удается с помощью живой воды воскресить Кощея, который на Железном Коне врывается на арену представления – и встает во главе уже не сказочных, а намного более современных сил Зла – пулеметчиков на мотоциклах с колясками под реющими знаменами со свастикой. А Кощей, утверждаясь в своем соло на сцене, хвастается могуществом и богатством: деньгами, разнообразием товаров, автомобилей и мотоциклов. Он и его сила кажутся единственным, что остается в мире, от чего нет спасения и чему уже нет альтернативы.
Но защитники Добра продолжают сопротивление, а Снегурочке удается оживить своего Прадедушку с его Бронепоездом. Бронепоезд теснит Кащея и ломает его сопротивление, встает во главе заливающих сцену мотоциклистов под Красными Знаменами – Победы, СССР и РСФСР, вместе с ними солдат Зла расстреливают автоматчики в черных морских шинелях под флагом Военно-морских сил СССР. Добро опять побеждает, праздник спасен, Зло раздавлено.
Все на мотоциклах, под грохот современной музыки и восторги детей. И байкеры в качестве организаторов и исполнителей.
Этот клуб – «Ночные Волки», Московский международный байкерский клуб – был создан более 20 лет назад и вырос в редко примечаемую, но значительную структуру.
В последние годы один за другим стали проходить их массовые байк-шоу со вполне явно выраженной гражданской позицией. Пять лет назад такое шоу они провели в Калининграде, сознательно стремясь подчеркнуть, что это не некий далекий и неопределенный «анклав» с непонятной судьбой и неизвестным будущим, а полноправный и неотъемлемый регион России.
Затем было заполнившее северную столицу байк-шоу с проездом по всему Петербургу, когда колонны мотоциклистов торжественно провозили Знамя Победы и флаги СССР и союзных республик. Следующим этапом в 2009 году стал Севастополь в ознаменование 65-й годовщины его освобождения. В 2010 – он же уже в ознаменование 65-й годовщины Победы. На этот раз акция проходила по согласованию не только с руководством города и Крыма, но с и новым руководством Украины.
В последних маршах под Знаменем Победы, знаменами СССР, РСФСР, РФ и Украины принимал участие Владимир Путин, который стал официальным членом клуба.
Байкеры практически отрыто заявили о его политической поддержке и своем курсе на восстановление единства разделенных в 1992 году народов.
Вообще, все это для байкерского движения не вполне традиционно: раньше в мире оно всегда воспринималось как движение деполитизированное и представляющее андеграунд.
В России оно становится движением активного гражданского действия. У него есть своя идеология, устав, программа и союзные отношения с определенной частью власти.
Изначальная ценность «волков» – индивидуальная свобода
Говорят о полностью оформленном полноправном членстве в организации порядка пяти тысяч человек. Но это – ядро. Клуб возглавляет ассоциацию дружественных клубов, призванных поддерживать его политику и защищать его интересы. Сам клуб имеет более полусотни отделений в разных городах России и за рубежом. Значительная часть членов клуба – ветераны локальных конфликтов. Члены клуба обязуются вести здоровый образ жизни, регулярно сдают спортивные нормативы.
Изначальная ценность «волков» – индивидуальная свобода, которой каждый «волк» имеет право распоряжаться самостоятельно, в частности, добровольно подчинив себя требованиям клубной дисциплины. А она – довольно жесткая. Легендарный руководитель клуба – создавший его и идейно вдохновляющий «Хирург», Александр Залдостанов. Он неоднократно встречался с Путиным и был приглашен на его прямой эфир в конце прошлого года. «Волки» также поддерживают контакты с патриархом Кириллом, хотя в их составе есть представители разных конфессий.
«Волков» в какой-то момент пытались обвинить в событиях на Манежной площади в декабре. Однако они принимали участие в акциях памяти убитого болельщика, но в преддверии событий на Манежной получили четкое указание лидеров – в центр города не ходить, националистов не поддерживать. Один из этических столпов «Ночных Волков» – интернационализм. Имеет значение не национальность, а верность братству и его ценностям.
В целом, «Ночные Волки», с их дисциплиной, боевой и спортивной подготовкой, соединением андеграунда и связей с властью, способностью вывести на улицы российских городов десятки тысяч людей на мотоциклах – это сила. Сила, формально не претендующая на участие в политике, но имеющая явно политические цели и сделавшая персональный политический выбор.
Она вызрела вне политики, но, даже не стремясь к этому, вторгается в политику со своими целями, идеологией и имиджем маскулинности.
Они уже выбрали для себя, что считать Добром, а что Злом. И готовы отстаивать свой выбор.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции