3

Сериалы как уголовное преступление

Затопившие грязными шлаками отечественный телеэкран сериалы не так просты, как видится на первый взгляд. То, что нация тупеет, уставившись в сериальные перипетии, известно. То, что человек становится равнодушным к близким, родным людям – известно тоже. Никто не подсчитал, сколько трагедий разыгрываются на бытовой сериальной почве («мама, погуляй с Сашей», «сама гуляй, у меня «бедные тоже писают» начинаются», «вот что я тебе скажу…», «ах, вот ты как….»). Как известно и то, что сериалы обладают – с чисто медицинской точки зрения – наркотическим эффектом, и что человек, на них подсевший, уходит в иллюзорную реальность, лишаясь воли и рассудка. За одни эти обвинения смертной казни заслуживают и продюсеры, и режиссеры и все прочие, занятые в этом гнусном производстве.

Но есть определенные отягчающие обстоятельства, заставляющие меня просить не просто смертной казни для сериальной камарильи, а особо тяжких предварительных пыток в назидание тем, кто только еще мыслит пойти по этой скользкой дорожке.Что определяет смысл существования нации? Только культура, больше ничего. Культура, основанная на глубокой и просвещенной вере. Ничего не остается от цивилизации, кроме знаков ее культуры и именно по этим знакам судим мы об ее величии или упадке. Следовательно, преступления против культуры являются тягчайшими и не подлежат снисхождению.
Сформулирую обвинение. Что надлежит делать актерам, как представителям искусства лицедейства? Вкладывать в свою работу душу, создавать образ героя из своих мук и переживаний, полюбить его, как самого себя. Тогда я поверю и, словами Пушкина: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь».

Что делают актеры в отечественных сериалах? Они халтурят так откровенно и неприкрыто, что только диву даешься. Они лишь чтецы ролей и чтецы неважные. На их лицах скука и мертвечина, видно, что им глубоко наплевать и на сюжет и на свою роль и на партнера. Они профанируют искусство.
Представьте хирурга, который разрезал живот пациента, зевая, покопался там для приличия, плюнул и зашил снова, сказавши: «И так сойдет». Учителя русского языка, назидающего детей в классе: «Пишите, как хотите, ну их, эти правила». Адвоката, который говорит судье: «Да посадите вы его, надоел он мне». Актеры в сериалах поступают примерно так же.

Положение усугубляется еще и тем, что сериалы мы переняли извне. Там актеры давно настолько выхолостились, что могут играть всерьез любую лабуду – профессионализм там давно выше творчества. Но наши, еще имеющие душу, ерунду играть не научились, оттого и валяют дурака на бездарных сценариях и диалогах. Не могут себя заставить воспламениться. А некоторым уже и трут не поможет – давно размокли и атрофировались.

Соответственно, теряется классическая русская актерская школа, точнее уже уничтожена. Давеча купил диск со старыми спектаклями Малого театра – с Рыжовым, Гоголевой и т.д. Это культурная секвойя, рядом с которой наши сериалы – гнилые поганки у корней той секвойи.
Мне говорят: «Хорошо, что есть сериалы, актеры теперь могут зарабатывать, не жить, как прежде, впроголодь». Но помилуйте, что это за арифметика, когда сотни три хорошо питаются, а тошнит при этом полстраны.

Во-первых, актерство – по определению профессия голодная. Голодный актер и играет злее и шибче. Сравните голодного Табакова сорокалетней давности и нынешнего – сытого Матроскина. Впору сажать на строгую диету. И не его одного.

А во-вторых, в стране сейчас работы много – чем кривляться да потустороннюю сковородку себе зарабатывать, шли бы в политики или в бизнес – там лицедеи всегда нужны. Как и фальшивые эмоции.
В третьих – не всякая же работа совестью окупается? Стыд-то должен быть хоть какой? Ну ладно в двадцать лет, там еще мозгов особых нету, но когда старец лезет в сериалы — страм, батенька, просто страм.

Впрочем, это всё от великого заблуждения, которое возникло с эпохой кино и ТВ. Кто были актеры ранее? Довольно полупочтенная публика, в подавляющей массе своей малообразованная и знающая свое место в обществе (за исключением, разумеется, гениев, которые всегда почетны и уважаемы в любом деле). «С хорошенькими актрисами знаком» — говорит Хлестаков и это приговор.
Но вот лица их стали известны на всю страну, а порой и на весь мир. Призрачная мирская слава вскружила головы слабым служителям кулис и они вдруг показались сами себе невероятно значимыми и солидными. Вдруг не только их игра, но и они сами оказались интересны публике. Боже, что они несут в личных интервью! Какую обнаруживают пошленькую мысль, убогие рассуждения и дремучее невежество. Но, как известно, ежели ты не «тварь дрожащая, тогда – «право имеешь». И тебе всё можно. И какая бы дурь в башку не пришла – всё очень оригинально и привлекает внимание толпы.
Кстати, актеры истинно талантливые оставались вне этого скоморошества – вспомнить умных и скромных Леонова, Никулина и других, достойных служителей русской сцены.
Но, как известно – дурная слава бежит, а благая – лежит. Вот и течет дурная слава через пузыри телевизоров, через гнусные сериалы в бедные головы задуренных соотечественников. Погибает от этих потоков отечественная культура, тупеют россияне штабелями, но нет управы на преступную деятельность.

Ладно, сажать их всё равно никто не будет, но хотя бы желтые билеты выдавать, что ли, вместо паспортов? А продюсерам сериальным нашивки делать на спине как каторжникам – бубновый туз. Нет, нельзя – демократия, «пьем и посуду бьем, а кому не мило – тому в рыло». Я-то выключу и дело с концом. Некоторые мои друзья просто ящик выкинули – говорят, сначала ломка страшная, зато потом – жизнь новая начинается.
Ну а пока скажу им только одно: «Мели Емеля, твоя неделя». Ну, да будет и на нашей улице праздник. Под названием «Конец сериалов на Руси». Дай Бог дожить.

Михаил Тарусин

Добавить комментарий